Какое место занимали легенды в жизни казаков

Какое место занимали легенды в жизни казаков

Легенды не считаются полностью достоверными историческими свидетельствами, но, в большинстве своем, легенды основаны на реальных событиях. Донская земля хранит немало тайн и загадок…

Почему Дон Ивановичем зовут.

Рассказывают, было у старика Ивана два сына: одного звали Шат, а другого — Дон. Шат был старше, сильнее, а Дон – меньшой сын – послабее. Жили одной семьей поначалу, дружно жили, да только пришло время расстаться. Подросли сыновья, пора им было судьбу свою пытать. Вывел отец их за околицу, велел слушаться его во всём и дорогу каждому указал.

Только Шат не послушался отца, начал тропки полегче искать, с пути сбился да и заблудился в болтах. А Дон Иваныч шел туда, куда отец наказывал, и всю Россию прошел, стал знатен да славен.

Сказка — сказкой, а выдумки в ней нет. Вытекали из Иван-озера, что под Тулой-городом, два ручья. Один – перешагнуть можно, это – Дон. Другой – широкий да бурный – Шат. Дон все на юг путь держал, а Шат бросался из одной стороны в другую, пока совсем не затерялся и притоком реки Упы не стал.

Про речку Шат никто не знает, а Дон – река знаменитая, большая, она морские корабли на своих волнах качает, и города на ее берегах встают. Недаром и зовут люди реку свою родную ласково — Дон-Иванычем.

Много поэтических легенд и сказаний сохранил народ о казачьей вольнице. Так, например, существует легенда об Иштереке, его дочери Султанет и вольных людях, предводительствуемых Сары-Азманом на Дону.

Впервые эту легенду записал писатель Александр Николаевич Скрипов в 1951 году по рассказу жителя Ростова — на — Дону — казака С. Щелкунова. Но автор ее — народ.

Султанет — возлюбленная донского атамана Сары — Азмана

(Легенда)

По степям Прикумья кочевал ногайский князь Иштерек. Была у него дочь Султанет. Сильно хворала Султанет. Иштерек звал лекарей, но никто не мог ее вылечить. Однажды странствующий старик посоветовал отвезти дочь на Дон: «Там есть ключ Ак-су. Напои ее той водой».

Быстро собрался Иштерек. Он передвигался по бескрайним степям, переходил реки. Вокруг — безлюдье. Только ковыли шумят да дикие птицы и звери встречаются на пути. Не у кого спросить, где же ключ. Встретившийся путникам старец рассказал, где бьет Ак-су. «То владение вольных людей-казаков. Атаманом у них — Сары-Азман, что означает значит рыжий человек».

Встретился, наконец, Иштерек с вольными людьми. Сары-Азман дружелюбно принял ногайцев и довел до живого ключа. «Сколько больных ни приходило к нему, все стали здоровыми», — сказал атаман.

Порозовела Султанет, а красоты она была необыкновенной.

Полюбил ее Сары-Азман. Послал он своих товарищей с просьбой выдать Султанет за него замуж. Не захотел Иштерек оставлять дочь в незнакомых местах и отклонил предложение Сары-Азмана.

Султанет тоже полюбила казачьего атамана и твердо решила стать его женой даже без согласия отца. Ночью она убежала из стана. В глубокой Кобяковской балке ждал ее Сары-Азман. Хватился дочери Иштерек, организовал погоню.

Долго разыскивал по окрестным местам. Вдруг на полном скаку сорвался конь с крутого, каменистого обрыва и разбился вместе с седоком. Тогда все ногайцы перешли под правление атамана.

С тех пор место, где было становище Иштерека, стали называть Кизи-Тиринга (кизи –тиринга — «кызыл» — красный, «кыз» — девица, «тера» — долина. Балка находится на глинах, которая в геологии именуется «красно-бурой», «кирпично-красной». Балка Кизитиринка находится ниже Кобяковой балки (Кобякова городища) , что значит «пропавшая девушка», а поселение, расположившееся возле ключа Ак-су, нарекли Аксаем. А в переводе с тюркского «Ак-су» означает «белая, живая вода».

Сары-Азман. Происхождение первого донского атамана не установлено. Историки считают, что он «был татарином, но мог быть и русским, носившим татарское прозвище». Вошел он в историю тем, что, как отмечал Н. М. Карамзин, «именуясь подданным Иоанна» (Ивана Грозного), строил крепости на Дону.

Другие подробности о Сары-Азмане неизвестны. Сары-Азман — слово персидское, бывшее в употреблении у ногайцев и означающее «удальцы».

Е. П. Савельев, донской дореволюционный историк

Легенда о балке Кобяковой

Вид на Кобяково городище из станицы Аксайской в период проведения здесь раскопок

А.А. Миллером (1924-1926 г.г.)

Легенда записана со слов 107-летнего казака Г. А. Антонова в 1909 году.

Предание гласит, что половецкий хан Кобяк любил лошадей и всячески поощрял тех, кто поставлял ему выдающихся скакунов.

Однажды Кобяку понравился жеребец русского боярина. Он подговорил одного русского по имени Лавр, и тот украл для него полюбившегося жеребца. Боярин узнал, кто обидчик, и пришлось Лавру бежать к хану.

Кобяк одарил Лавра целым косяком половецких коней и сделал его надсмотрщиком над своими табунами, как человека знающего. Несмотря на такое внимание хана, Лавр (по-половецки Овлур) тосковал по родине и все искал случая вернуться домой. Однако он понимал, что в случае неудачного побега из Кобякова становища ему бы пришлось испытать на себе всю силу ханского гнева.

Случай помог ему.

Хан Кобяк взял в плен русского князя Игоря Святославича, которого разбил где-то в степях Приазовья. Овлур начал подготавливать князя бежать, но Игорь долго отказывался. Тогда Овлур тщательно подготовил побег — подговорил стражу, заготовил лодку для переправы через Дон, в камышах спрятал лошадей. Игорь, наконец, согласился, и побег удался. Отсюда — название оврага, где стоял стан Кобяка — Кобякова балка.

Легенда о Кобяковском драконе

Уникальная культура бронзового века, подобной которой нет ни в России, ни за её пределами, носит название Кобяковской. Памятники этой культуры, возникшие в начале I тысячелетия, известны также у станицы Гниловской, поселков Хопра и Сафьяново.

Поселения кобяковцев строились на холмах. Первоначально это были полуземлянки, позже — каменные сооружения. В основном, кобяковские племена занимались рыболовством.

Полагают, что кобяковская культура генетически восходит к срубной культурно-исторической общности, для которой было характерно оставлять умерших в срубах. Кобяково городище манит к себе исследователей. Каждый год десятки кладоискателей ищут здесь скифские сокровища.

Надо сказать, Кобяковские пещеры издавна пользовались дурной славой у местного населения. Там частенько пропадали люди, исчезала скотина. Археологи обнаружили, что некоторые из пещер (правильнее было бы назвать их подземными ходами) очень длинные и разветвленные.

Зловещая легенда связана с ущельем под Кобяковским городищем: будто бы живет там древний дракон. В 70-е годы подземелье исследовали военные. В черную дыру спустились двое солдат. Гул, сдавленные крики, окровавленный обрывок телефонного кабеля — вот все, что осталось от них…

Есть в донских степях растение — бессмертник.

Сорванный цветок этого растения может оставаться десятилетиями сухим и ярким, как будто его только сорвали. О названии этого растения есть несколько легенд.

Вот одна из них, которая родилась в ту давнюю пору, когда на Русь пришли злые вороги, и земля не просыхала от горьких слез матерей, вдов и сирот. Пришла будто бы к татарскому хану Батыю русская женщина Овдотья. Упала перед ним на колени: «Позволь откупить брата милого».

Удивился Батый: «Брата? А муж?».

«Замуж выйду — муж будет. Муж будет – сын родится. А брата мне уже нигде не взять – родителей моих сжег ты в Рязани…».

Подивился Батый мудрости русской женщины, наклонился, сорвал первый попавший под руки цветок, протянул его Овдотье: «Иди по моей Орде, и доколе цветок не увянет, тех из своей родни, кого сыскать успеешь, бери без выкупа».

Не ведал Батый, что женщина сможет волшебную силу скромному цветку передать – соберут ее ладони воедино и любовь великую, и печаль грозную, и гнев неукротимый, чтобы не дать увянуть цветку.

Читайте так же:  Получить кредит безработному с плохой кредитной историей

Долго бродила Овдотья по Орде, и многих русичей тогда она спасла.

Жил заветный цветок и еще красивее стал! С той поры и назвали его бессмертник.

Рыжичек. Живая легенда Уральского казачьего войска

До публикации уральским бытнописателем Иоасафом Игнатьевичем Железновым предания «Рыжечка», никто про героя — поединщика в Полтавской битве 1709 года и не слыхивал. Случайно или нет, но публикация предания «Рыжечка» совпала, как раз, со 150-ой годовщиной победы русских войск под Полтавой, которую уральские казаки называли «Платава». С этого момента просвещенные уральцы заговорили про казака Рыжечка. Легенда начала разлетаться по форпостам и, вскоре, обрела своё новое звучание в работе В.Н. Витевского, который включил её в книгу «Яицкое войско» (1879 г.). Однако, у Витевского казак Рыжичек, уже, олицетворяет собирательный образ «Яицкого казака и атамана», победившего в поединке чудо — богатыря Золотой Орды. К тому же, Рыжичек у Витевского — донской казак, пришедший служить в Яицкое Войско. Итак, кто из них истинный Рыжечка или Рыжичек? Народные предания и легенды на «пустом» месте не рождаются. Должна быть какая — либо значимость события, чтобы его взять в качестве основы предания или легенды.

Ненадолго вернёмся назад, чтобы назвать такие известные личности, как П.И. Рычков, А.И. Левшин, А.С. Пушкин, В.И. Даль, которые посвятили свои работы вопросам истории и этнографии Яицкого (Уральского) казачьего войска. Однако никто из них, ни полусловом не обмолвился про казака — героя Рыжечка. Никто из яицких атаманов или простых казаков его не упоминал в разговорах с ними. Поэтому напрашивается вывод, что либо Рыжечка знал очень ограниченный круг лиц, либо его, вообще, и в помине не было. Таким образом, 1859 год можно считать годом рождения легенды про Рыжечка.

Итак, рассмотрим предание опубликованное В.Н. Витевским: «За 300 лет до Пугачевского бунта император Михаил был осажден могучею силой Золотой Ордой. Между неприятелями находился богатырь, отличавшийся необыкновенным ростом и величайшею силой. Один вид этого богатыря и необыкновенный рост его коня приводили в ужас и трепет Русское войско.

Император Михаил объявил своим подданным, что тот, который решится вступить в единоборство с этим богатырем, получит большую награду. Проходит очень много времени, а охотника вступить в состязание с богатырем не находится. Но вот раз докладывают императору. что его желает видеть какой — то невзрачный, плюгавый человек. Император приказывает впустить пришедшего и узнаёт от него, что он Донской казак — Рыжичек и желает вступить в единоборство с могучим и страшным богатырем из Золотой Орды».

«Надо заметить, — писал А. Б. Карпов, — что предание Витевский напечатал спустя много лет после того, как были напечатаны талантливые очерки И. И. Железнова и где Рыжечка изображён, как герой Полтавской битвы. В другом самостоятельном рассказе И. Железнова «Видение» рассказывается о перенесении Кирсановского городка (а не мифического «Горячева») на устье Чагана, как о событии, бывшем далеко ранее подвигов Рыжечки. Существование Кирсановского городка, как увидим далее, тоже подтверждается данными из переписи Захарова».

При всём уважении к Витевскому надо сказать, что в 1475 году (1775 — 300 = 1475) не было ни донских, ни яицких казаков. Поэтому яицкий казак — поединщик не мог участвовать в схватке с богатырём из войска Золотой Орды. Однако, напрочь отвергать легенду о Рыжичке по Витевскому не следует. В ней есть любопытные эпизоды, связанные с историей Яицкого Войска. Например, основание казаками Яицкого городка (Уральска) в XVII веке. «Наконец, священный плот остановился в устье р. Чаган, где теперь находится Уральск. Казаки вынули из реки бревна и доски, снова соорудили из них храм и вознесли Богу горячую молитву. Поселившись здесь окончательно, Рыжичек занялся устройством пикетов и форпостов по р. Яику, все более и более привлекая к себе поселенцев из разных мест». Пикеты и форпосты на Нижне — Яицкой линии начали устраивать в начале 1740-х годов, т.е. после Полтавской битвы (1709). Следовательно, более реалистичным по временным критериям, является предание про казака Рыжечка, записанное Железновым.

«Можно заключить только, — писал Карпов, — что передавший Витевскому предание о Рыжечке и о видении урядник С — ев был или слишком стар, т. к. перепутал две совершенно различные и по времени происшествия и по содержанию, прочитанные им у И. Железнова статьи о Рыжечке, соединив их в один бессвязный рассказ, или же был большой балагур, желающий подшутить над Витевским. Во всяком случае, поверив на честное слово «почтенному» С — ву, он на таком же условие передал это замечательное предание и своим читателям».

Прежде, чем перейдём к детальному рассмотрению легенды по Железнову, необходимо пояснить, что означают слова Рыжичек и Рыжичка.

За разъяснением «обратимся» в Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова, 1935 — 1940 гг., где сказано следующее:

«Рыжичек, рыжичка, м. (разг. фам.) Уменьш. — ласкат. к рыжик в 1 знач. Вздумал было однажды, какой — то исправник рыжиков своего соления ему прислать. Салтыков — Щедрин.

1. Съедобный гриб с желтовато — розовой шляпкой и загнутыми краями, обычно растущий в низких, мшистых местах. Солёные рыжики.

Ласкательное название ребёнка или маленького животного, имеющего волосы (шерсть) рыжего цвета (разг. фам.)»

Вот, каким предстаёт яицкий казак Рыжечка в предании от Железнова:

«Рыжечка был маленький человек, точь — в — точь сам с ноготок, а борода с локоток. Оттого и прозвали его в шутку Рыжечкой, сиречь, грибок рыжик. Это имя так и осталось за ним на всю жизнь. А настоящее его прозвище было Заморенов Егор Максимович».

Что же мы здесь имеем: «Грибок рыжик». Если заглянем в словарь Ушакова, то это же, не что иное, как «Рыжичек, рыжичка». Это имя он носил всю жизнь. А вот, его прозвище было Заморенов Егор Максимович. Чтобы разгадать эту загадку мне пришлось вспомнить до мелочей рассказ моего отца.

Оказалось, что в давние времена яицкие казаки промышляли разбоями на Каспийском море и однажды взяли на абордаж персидское торговое судно, на котором обнаружили рыжеволосую девушку — полонянку. Девушка была из знатного адыгского рода, взятая в плен персами. На дуване, во время дележа «зипунов», атаман шайки пожелал взять девушку в жены, а казакам отдал свою долю в добыче. Долго промышляли яицкие казаки на море, спасаясь от непогоды на острове, который служил им перевалочной базой. Там же, на острове рыжеволосая красавица родила сына, который по прибытию в устье Яика получил прозвище Заморена, которое означало, что человек привезён из — за моря, с безымянного острова. Если отец Заморена, то его сын — Заморенов.

Отец часто называл Рыжичка: «Наш Горыныч». Уральские казаки называли себя также, Горынычи. Что же это за Змей — Горыныч, такой? Оказалось, название вышло из Уральких гор, откуда вытекает река Урал или Яик, по — старому. Яик Горыныч или Яик сын Горы. И тут, меня осенило. Имя Егор в уральском говоре — Гора или Горка. Отчество Максимович. Имя Максим с латыни переводится, как Величайший. Величие, в смысле размеров. Гора Величайшевич — Горыныч! Вот, оказывается под каким именем писатель Железнов представил широкой общественности яицкого казака — героя — Горыныча.

Таким образом получается, что казак Заморенов Егор Максимович — это не реальный человек, а всего лишь, литературный персонаж. Следовательно, прозвище «Рыжечка» также является искаженной формой прозвища «Рыжичек» или «Рыжичка». Казалось бы, всего одна буква изменена в прозвище, а смысл его может кардинально измениться. Но где же, настоящий Рыжичек и как звучит его подлинное имя? Для этого необходимо выполнить ряд простых математических действий, чтобы попасть в то время, когда на острове в бурном Каспийском море родился мальчик, получивший прозвище Заморена.

Читайте так же:  Иск о реструктуризации долга по кредиту

Итак, мы точно знаем, что Полтавское сражение произошло 27 июня 1709 года. Казак Рыжичек на тот момент имел возраст 19 лет. Следовательно, он родился в 1690 году (1709 — 19 = 1690). Его отцу было 60 лет, значит датой его рождения был 1630 год (1690 — 60 = 1630). Известно, что в 1629 — 1631 гг. яицкие казаки «промышляли» на Каспийском море под руководством атамана Лукьяна (Лучки) Ясакова. Большая вероятность того, что именно он мог быть отцом яицкого казака по прозвищу Заморена.

Про Лукьяна Ясакова известно очень мало. Также, как и про других яицких атаманов XVII века. Можно с уверенностью сказать, что Ясаков — это его прозвище, данное молодому и громкоголосому человеку. Было такое выражение: «Кричать ясаком». Ясак — это боевой клич во время нападения на неприятеля. Яицкие атаманы — казаки кричали «ясаком», когда брали на абордаж персидские торговые суда. Здесь надо оговорится, что яицкие казаки вели морские разбои на Каспии в рамках «торговой» войны с Персией. Как только шах Ирана мирился с русским царём, разбои на море прекращались. Так, было в 1625 году, когда шах передал в дар русскому царю Михаилу Фёдоровичу Ризу Господню, которую персы вывезли из Грузии. Однако новых шах, занявший персидский трон, разорвал дружбу с Россией и в 1629 году вспыхнула новая торговая война на Каспии, в которой донские и яицкие казаки приняли самое активное участие. Морское пиратство было в те времена обыденным ремеслом и часто находилось под патронажем европейских государств. Россия не была исключением и тоже поощряла морские разбои казаков на Каспийском море, когда сильно «портились» межгосударственные отношения с Персией и её вассалами на Кавказе.

Самарский воевода Борис Салтыков написал царю следующее донесение: «. а которые государь казаки атаман Лучка Ясаков с товарищи в прошлом во 137 (1629) году ходили для воровства на море и с моря приехали на Яик и распродав погромную рухлядь на Яике да и опять поехали на море же 80 человек в прошлом же во 137 г. и с моря де и по ся места не бывали, живы ли они или нет тое де у них вести нет. «. Ознакомиться с полным текстом письма царского воеводы можно в книге А.Б. Карпова «Уральцы».

Сыном Лукьяна Ясакова мог быть Викула Панов, который 30 апреля 1649 года «угодил» в «Наказ о градском благочинии», в котором «Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михалович всея Руси велел Ивану Андреевичу Новикову, да подьячему Викуле Панову быть в объезде в Белом Каменном городе. «. Более того, в 1657 году Викула Лукьянович Панов был удостоен звания «дворянина московского», о чем свидетельствует родовой герб, занесённый в «Общий дворянских родов Гербовник». В щите, имеющим голубое поле, изображен белый лебедь, стоящий на желтом песке. Белый лебедь по татарски — «каз — ак». По законам герольдики это означает, что родоначальник был из казаков.

«Но где же, Рыжичек? Куда дели Рыжичка? — спросит дотошный читатель и будет прав.

По рассказам моего отца, Рыжичек являлся основателем форпоста «Калёный орешек», который впоследствии стал называться Калёновским посёлком Сахарновской станицы. Калёный занимал видное место в рыбном промысле яицких казаков. От посёлка осенью начиналась плавня и продвигалась с остановками до Гурьева. Здесь же, завершалось зимнее багренье, которое начиналось от Уральска и шло по ятовям (ямам) вниз по реке до Калёного. Как сложилась дальнейшая судьба Рыжичка доподлинно не известно, но вероятно, его внук калёновский казак Пётр Дмитриевич Панов, 80 лет (ГАОО, ф-98, оп.2, д. 65) и рассказал в 1844 году писателю Иоасафу Железнову предание про яицкого казака Рыжичка, а тот, литературно обработав его, опубликовал под названием «Рыжечка» (1859).

Значит, необходимо продолжать исследования.

1. Витевский В.Н. Яицкое войско. //Русский архив. 1879 г. Кн. 3 — 4. С. 279 — 282.

2. Карпов А.Б. Уральцы. Исторический очерк. Ч. 1. Уральск, 1911.

3. Правдухин В.П. Яик уходит в море. СПб., 2011.

4.Руммель В.В., Голубцов В.В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. СПб., 1887.

5. Танков А.А. Историческая летопись курского дворянства. М., 1913.

6. Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных собственных имён. СПб., 1903.

РГАДА — Российский государственный архив древних актов.

РГВИА — Российский государственный военно — исторический архив.

ГАОО — Государственный архив Оренбургской области.

Какое место занимали легенды в жизни казаков

Серый конь. Служил как-то на Кубани молодой казак. Казаки. Легенда. Сказка!!

С лужил как-то на Кубани молодой казак необычайной силы, которого звали Иваном.

И был у него любимый конь. Конь был весь серого цвета, поэтому и кличку ему дали Серый.

К азак и конь были неразлучными друзьями. Иван всегда ухаживал за Серым, чистил его и убирал за ним.

И Серый платил хозяину добром и был до конца предан ему.

О днажды в жарком бою турецкая пуля попала коню в шею. Тогда Иван взвалил его на себя и вынес с поля боя.

К азаки и турки редко видели человека такой силищи, какой обладал Иван. И когда они увидали, что тот тащит на себе коня, то прекратили стрельбу. Все, и враги, и кубанцы, замерли и наблюдали эту картину.

В от однажды турецкий бей заслал к казакам своего лазутчика, чтобы тот выкрал у Ивана коня, так как бею очень нравился Серый, который был не только красивым, но очень сильным, ловким и умным.

Л азутчик пробрался, выкрал коня и незамеченным ушёл от казаков, он был очень опытным в таких делах.

Н а утро глянули казаки, а Серого нет. Осмотрели все вокруг и поняли, что коня украли. А следы ведут к турецким укреплениям.

П огоревал, погоревал Иван, но делать пока нечего, а нужно собираться в бой. Оседлал он другого коня и отправился на битву.

Д рался он в этот день особенно жёстко. Рубил своей шашкой врагов направо и налево.

В друг глядит и видит своего Серого, а на нём важно восседает турецкий бей. Тогда Иван громовым голосом позвал Серого. А тот, как услышал голос хозяина, сразу понёсся к нему, не взирая на бея.

К азак направился ему на встречу, чтобы вступить в бой, а затем оседлать своего любимца.

В от уже Иван и турок приготовились к поединку, а Серый в это время начал брыкаться.

О н сбросил бея на землю и стал затаптывать его копытами. Он крутился-вертелся на турке и, в конце концов, втоптал его в землю так, что и следа не осталось.

З атем Серый подбежал к Ивану, и тот перескочил на него. Турки, видя такую преданность коня к хозяину, и то, что серый конь сделал с их командиром, сразу же бросились на утёк.

К азаки эту битву выиграли.

К они — это неотъемлемая часть кубанской казачьей жизни, а некоторые из них имели право называться героями.

Легенды и сказы казаков

Легенда о прощальном кургане

В каждой станице виднелись курганы. Земля, населенная скифами, оставила много подобных примет далеких времен. Скифские насыпи получили название. Прощальный курган — часть жизни казака, его семьи.

За этим курганом обрывалась жизнь станичная и начиналась другая, неведомая. С кургана атаман наблюдал за своими помощниками, за полевыми учениями казаков. Хорошо помнили этот курган матери, провожавшие своих детей в город, здесь встречались и расставались парубки и девчата. После молебна в церкви и построения на площади новобранцы на конях, по три в колонне, в походной форме, направлялись за станицу. За ними тянулся обоз с вещами, шли родственники и друзья.

Прощальный курган был последней остановкой всей колонны, а там последняя чарка, поцелуй, слеза, горсть земли, что казаки брали с собой в кисеты перед дальней дорогой. По окончании службы или военных действий казаки возвращались домой, и тут их первым встречал Прощальный курган. Они спешивались, садились в кружок, доставали свои походные припасы и поднимали чарку вина за свое возвращение. А если случалось, что кто-то погибал на фронте, в далеких краях, то из кисета перед крестом высыпали горсть земли родной — с этого кургана.

Читайте так же:  Как оформить займ денег под залог квартиры

Легенда о казаке и птицах

Непутёвая собака

Жил да был в одной кубанской казачьей станице очень добрый казак.

И было у того казака славное хозяйство: – быки, лошади, кролики, птицы и прочие животные.

И была у него ещё породистая собака.

Собака эта была английской породы и чтобы она была здоровой и красивой, кормить её нужно было один раз в день.

Хозяин растил её ещё с того времени, когда она была щенком, правильно кормил и оберегал её.

Собака росла красивой, здоровой, но было у неё мало ума.

Как ни пытался казак учить её, она все равно выделывала иногда такие штуки, которые были ему неприятны.

Но каждый раз он прощал её и снова ухаживал за ней.

А у казака был сосед.

Очень злой, вредный и льстивый кацап.

Он не так давно поселился рядом с казаком и постоянно строил ему всякие козни.

И вот однажды кацап соседу говорит:

— Слушай, друг, отдай мне свою собаку.

— Зачем она тебе нужна?

— Как это – зачем? – Удивился казак.

— Я её люблю и хочу, чтоб она стала мне настоящим другом. Никому я собаку не отдам.

— Ну хорошо,- говорит злой кацап,- тогда я сделаю так, что она сама ко мне прибежит.

Казак ничего ему не ответил. На том и разошлись.

А так как у соседей между дворами была общая ограда, кацап и начал каждый день подкармливать собаку казака.

Что сам ест, то и собаке кидает. Самые вкусные кусочки ей даёт.

Бегала она к кацапу полакомиться, бегала и через некоторое время перебежала к нему совсем.

Опечалился казак, сидит и думает:

— Чем же я своей собаке не подошёл? Что не так сделал?.

Видео (кликните для воспроизведения).

А собака живёт у кацапа и радуется. Новый хозяин ей все позволяет, кормит несколько раз в день самой вкусной едой и разрешает вволю гулять с другими псами.

Поначалу так оно и было.

А спустя время привязал её кацап к тяжёлой цепи и не отпускал. А кормить стал чем попало, лишь бы не сдохла.

Долго ли, коротко ли, но завыла та собака от такой жизни. Она сделалась злой, противной и некрасивой. А по ночам издавала страшный вой.

Казак слышал и видел это, но ничего не мог поделать. Его собака сама сделала выбор.

А однажды выходит он из хаты, глядит, а у крыльца его собака сидит. Увидела та старого хозяина, легла к его ногам и скулит, а из глаз слезы катятся.

Посмотрел на неё казак, помолчал с минуту и все простил. Стал снова заботиться о ней и кормить как следует.

И собака постепенно стала здоровой и красивой.

И стала она хозяину настоящим другом.

Батька и булат

Давным-давно шли на Кубани ожесточенные бои казаков с турками.

И вот после очередного боя наступило затишье и было большое спокойствие.

Турецкий бей заслал к казачьим укреплениям своего лучшего лазутчика, чтобы тот выведал, какое у кубанцев войско, оружие, расположение и прочее.

Перебрался турок через лес и спрятался в прибрежных камышах.

Сидит, наблюдает, думает, как бы ему поближе к казачьим пикетам подобраться.

А недалеко от того места, где засел лазутчик, купались в реке дети.

И был среди них мальчик одиннадцати лет.

Он хорошо умел плавать.

Но вот, заплыв далеко в реку, он зацепился за корягу и никак не мог выпутаться, потому что был в одежде.

Коряга плыла по течению, попала в водоворот и потянула мальчика за собой ко дну.

Иван, так его звали, начал тонуть и кричать.

Но никто из детей не мог его спасти, а взрослых поблизости не оказалось.

Тогда турок, сидевший в камышах, выскочил и бросился к Ивану на помощь.

С большим трудом он смог вытащить мальчика на берег.

Когда Иван очнулся и открыл глаза, то увидел перед собой турецкое лицо с большим шрамом на лбу.

Он не испугался, а стал благодарить.

Но тут послышался конский топот, то приближались казаки.

Лазутчик потихоньку пробрался в камыши и скрылся.

Иван подрастал и набирался сил и мудрости как в военном искусстве, так и в словах.

За необычайную силу и стойкость характера прозвали его казаки Булатом, что значило—стальной, крепкий.

И наступил день, когда стал Иван казачьим сотником.

И был он теперь не просто казаком, а батькой Булатом.

Сотня батьки Булата совершила немало славных подвигов.

И о ней и о батьке ходили легенды по всей Кубанской области.

И вот однажды отдыхали казаки после очередного боя.

А в сарае у них сидели несколько пленных.

Вот вывели их всех к батьке, чтобы решить, что с ними делать дальше.

Посмотрел сотник на них, а они все, как один, стоят в синих мундирах и красных фесках.

А один из них был со шрамом на лбу.

И узнал Булат в этом турке того самого лазутчика, который спас его много лет назад.

А пленный, конечно же, не мог узнать в славном казачьем батьке того одиннадцатилетнего мальчика.

Тогда батька Булат приказал всех накормить и закрыть в сарае до времени, а затем взял старого лазутчика и повел его в сторону турецких траншей.

Они шли вдвоем и молчали.

Остановились и батька говорит:

— Вон твои укрепления. Я дальше идти не могу. Возвращайся к своим и больше не попадайся.

Турок очень удивился, что сам батька его отпускает, так как думал, что тот ведет его на расстрел.

— Неужели ты меня и правда отпустить хочешь? Но почему ты это делаешь?

— А ты помнишь, как много лет назад вытащил тонущего мальчика из воды?

И тогда турок понял, что перед ним и стоял тот самый мальчик.

— Так вот,- продолжал батька Булат,- знай, что кубанский казак всегда быстро забывает зло, причиненное ему, но добро помнит всю свою жизнь.

Выехал казак в поле

uCrazy.ru

Видео (кликните для воспроизведения).

Навигация

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

ОПРОС

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

КАЛЕНДАРЬ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Сегодня день рождения

Любопытные факты о жизни казаков

Старинные казачьи обычаи и традиции вызывают заслуженный интерес. Несмотря на обилие исследований, книг, фильмов, посвященных этой самобытной культуре, многие факты из жизни самого воинственного сословия всё ещё могут удивить читателей.

Илья Муромец – первый казак в русском фольклоре

«Богатырский скок». Виктор Васнецов. 1914.

Иногда былинного богатыря Илью Муромца называют первым казаком на Руси, хотя действие сказаний о нем разворачивается во времена, когда о казаках еще никто не слышал. Вероятно, это объясняется тем, что в поздних фольклорных произведениях образ богатыря смешался с образом его тезки Илейки Муромца, повешенного в Москве в 1607 году. В Смутное время «Муромец-младший» выдавал себя за царевича Петра, никогда не существовавшего сына царя Федора Иоанновича. До этого будущий самозванец успел сменить множество поприщ. В числе прочего он служил в казачьем отряде князя Хворостинина.

«Инородцы» и «иноверцы»

«Запорожцы» — картина русского художника Ильи Репина.

Этнический состав казачества был неоднороден. Часто казаки принимали к себе представителей местного населения тех регионов, где селились и несли службу.

Читайте так же:  Кредитная карта займ без процентов

Среди оренбургских и алтайских казаков можно было встретить татар, калмыков, бурят, нагайбаков. В отряде Ермака служили немцы и литвины. Во время войны 1812 года в сибирские казаки зачисляли пленных поляков из наполеоновских войск. После победы над Бонапартом многие из них не пожелали уехать на родину. Некоторые дослужились до офицеров.

«Инородцы» женились на казачках, сами станичники брали в жены местных девушек, и дети от смешанных браков становились уже потомственными казаками.

Не было единообразия и в вероисповедании. В казачьих войсках были буддисты и мусульмане. После церковного раскола XVII века православные казаки разделились на последователей никонианства и старообрядцев.

Вольница и царева служба

Александр Бубнов. Тарас Бульба (1956)

Пресловутая казачья «вольница» держалась на достаточно жестком кодексе правил и строгой дисциплине внутри вооруженных отрядов. Но храбрые воины, готовые отдать жизнь за тех, кому присягнули на верность, не терпели никаких посягательств на ограничение своих прав.

В XVII–XVIII веках попытки правительства Российской империи приструнить «вольницу» стали одной из главных причин многочисленных восстаний и бунтов, в том числе Булавинского восстания и крестьянских войн, возглавленных донскими казаками Степаном Разиным и Емельяном Пугачевым.

Пластуны

На особом счету в казацких войсках были пластунские подразделения. Опытные воины пополняли численность своих рядов, отбирая наиболее подходящих молодых казаков. Пластунам требовались другие качества, чем кавалеристам, и тренировали их по-иному.

Они были разведчиками, участниками засад и поисковых отрядов. Они должны были уметь без движения лежать или сидеть часами в неудобных позах, не шевельнув ни единым мускулом, бесшумно передвигаться на дальние расстояния, лазать по деревьям и стенам. Пластунов приучали спокойно переносить мороз, жару, ливень, снегопад и докучливую мошкару. Кроме всего прочего, им нужно было безупречно владеть штуцером, пистолетом и кинжалом.

Казак и его конь

Проводы на Сечь. Художник А. Г. Сластион.

Для терских и кубанских казаков боевой конь был не просто ездовым животным. Жена седлала лошадь перед походом и отдавала мужу повод с присловьем: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой». Затем она кланялась животному в ноги, прося сберечь благоверного в бою. Встречая супруга с войны, жена кланялась его верному другу со словами благодарности.

На похоронах казака его конь, покрытый черным чепраком, и с оружием, прикрепленным к седлу, шествовал за гробом впереди семьи и друзей усопшего.

Казацкие шаровары

Запорожский казак в шароварах.

В форме казаков по сей день сохраняются детали старинного костюма. Крой шаровар, одежды, идеально приспособленной для кочевой жизни, унаследован от древних скифских племен.

По преданию, лампасы на шароварах появились в XVI веке, когда царь наградил казаков синим и алым сукном. Синей ткани было в избытке, а алой мало. Дьяк, привезший из Москвы подарки, посоветовал отрезать красного сукна на кафтан атаману. Так и поступили, но на совет отдать оставшуюся красную материю героям ответили, что герои здесь все, иначе было бы не выжить. Алую ткань казаки поделили по-братски, нарезав ее лентами.

Донской казак в штанах с лампасами.

Лампасы – символ справедливости в отношениях между казаками. Впоследствии они стали означать, что носящий их человек свободен от казенных податей.

Прически казаков

Прически, принятые у казаков в разных регионов, имели символическое значение. Так, чуб-оселедец (чупрына) был знаком принадлежности к воинскому братству Запорожской Сечи. Любопытно, что похожие длинные клоки волос на выбритой голове носили норманны, посвятившие себя богу Одину, а также воины Святослава Киевского.

Казак с чубом-оселедцем.

С клятвами мести казаки бросали вырванные или срезанные пряди оселедцев в могилы товарищей. Волосы из чубов вырывали и тогда, когда произносили проклятия.

Казацкая стрижка под горшок.

Яицкие и терские казаки стриглись «под горшок» («в скобку»), что отличало их от представителей местных племен. Состриженные волосы зарывали в землю, чтобы избежать наведения порчи.

Казацкое гостеприимство

Традиции гостеприимства у казаков соблюдались так же нерушимо, как на Кавказе. Считалось, что любой гость послан Богом. Незнакомца трое суток не полагалось расспрашивать, кто он такой и куда держит путь. За столом гостю, невзирая на его возраст и достаток, отводилось почетное хозяйское место. Казак не брал с собой в дорогу еду для себя и корм для коня, зная, что в любой станице будет радушно принят и обеспечен всем необходимым.

«Умыкание» невесты

Схож с кавказским и старинный обычай похищения невест. Зачастую он происходил по сговору юноши и девушки. Как правило, дело заканчивалось свадьбой. Парень, бросивший «умыкнутую» девицу, сильно рисковал: с ним жестоко расправлялись ее братья, родные, двоюродные и троюродные.

Кубанские и терские казаки перед сватовством бросали папаху в окно или во двор девушки, подгадав так, чтобы она это увидела. Если шапка тут же не летела обратно, вечером засылали сватов. По приказу отца девушка приносила папаху и клала ее на стол: донышком кверху, если кандидат в мужья был ей безразличен, и донышком вниз, если он был ей по нраву. Последнее служило для родителей недвусмысленным намеком, что неволить дочку не стоит, поскольку в случае их отказа она вряд ли станет противиться «похитителю».

Отношение к алкоголю

Не поддержать компанию и не поднести к губам рюмку на пиру считалось верхом невежливости. Однако участник трапезы мог лишь символически пригубить вино или горилку. Назойливыми требованиями «пить до дна» ему не докучали.

В XVII веке французский инженер Гийом де Боплан, долго живший и работавший в Южной Руси, писал: «В пьянстве и бражничестве они старались превзойти друг друга… и нет на свете народа, который мог сравниться в пьянстве с казаками». Но во время военных кампаний пить запрещалось. Нарушение запрета каралось смертью. Казачьи атаманы не злоупотребляли алкоголем и в перерывах между походами, иначе им отказывалось в уважении и доверии.

Умерших от пьянства не жалели. Их хоронили за церковной оградой, там же, где самоубийц, и вместо креста водружали на могилу осиновый кол.

Казачьи легенды-сказы: Легенда о первом атамане Сары-Азмане

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49
  • Золотое промо
  • 1 час промо-показов 5 ЗР
  • 2 часa промо-показов 10 ЗР
  • 3 часa промо-показов 15 ЗР
  • 4 часa промо-показов 20 ЗР

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

В давние заповедные времена, когда отшумели уже кровавые сечи, и Русь стала заново отстраивать свои города, порушенные Батыевым погромом, по прикумским степям кочевал со своим народом ногайский князь Иштерек. Богатый и могущественный был князь Иштерек, много у него было скота и лошадей, лишь одно омрачало князя, ни одна из его многочисленных жен и наложниц не могла родить ему наследников. И вот, наконец, уже у немолодого князя от русской полонянки-наложницы родилась дочь, которую нарекли Султанет. Радости князя Иштерека не было границ, даже смерть молодой русской наложницы умершей вскорости после рождения ребенка, не омрачило князя получившего долгожданного ребенка. Султанет росла, не зная горестей и забот в окружении многочисленных мамок да нянек.

Когда Султанет исполнилось пятнадцать лет, тяжкий недуг сковал ее тело. Как сорванный полевой цветок увядала она день ото дня. Князь Иштерек опечаленный постигшим его горем созвал всех знахарей, что в кочевье его были, и обещал дать сотни овец и лошадей за спасение любимой дочери. Много приходило лекарей, но ни один из них не мог вылечить Султанет. Однажды к становищу князя Иштерека пристал странствующий старик-дервиш, который и посоветовал убитому горем отцу отвести дочь на Дон, к месту, где текут два ключа: белый живой ключ – Ак-су и мертвый черный ключ – Кара-су. В источнике Кара-су надо выкупать больную, а из Ак-су – напоить ее живой водой.

Читайте так же:  Банки в мытищах выдающие кредит без справок

Для исцеления любимой дочери Иштерек готов был сделать все что угодно и поэтому, быстро снявшись со становища, отправился он со своим кочевьем в дальний путь – на Дон. Быстро Иштерек передвигался по степи, переплыл семь малых и больших рек и, наконец, добрался до берегов Дона, откуда послал своих лучших людей разыскать целебные ключи. Долго бродили посланцы князя Иштерека вдоль берега Дона, но заветных ключей отыскать не смогли. Когда же посланцы Иштерека возвращались обратно к своему становищу, то обнаружили пещеру отшельника, а в ней встретили дряхлого старца и доставили его к шатру князя. Старик был высокого роста, одет был в звериные шкуры, седые волосы на голове его были взъерошены, а белая как снег борода закрывала почти всю грудь. Говорил старик на непонятном языке. Иштерек приказал вызвать своего священнослужителя, который постигал ученую мудрость в Царьграде и знал многие языки.

При помощи своего ученого толмача князь Иштерек узнал от старца, что в давние времена на полуострове Темрюцком находилось княжество Тмутараканское, коим владели, издревле русы. Княжество это разрушили половцы, а русы пошли бродить по большим и малым рекам от Дона до Волги, и прозвали их казаками. Поведал старик и о том, где находятся источники Ак-су и Кара-су, или Мертвый Донец, как его называют казаки. Путь к Мертвому Донцу проходит через Темерницкий лиман, и там живут вольные люди разных племен, а главным у них атаман Сары-Азман.

— Как мне добраться до Мертвого черного ключа, чтобы выкупать в нем свою больную дочь? – спросил у старца князь Иштерек.

— Только водой, — ответил старик. – Если пожелаешь, я достану у Сары-Азмана лодку и отвезу тебя с дочерью к Мертвому черному ключу.

— А Сары-Азман на нас не нападет? – спросил, обеспокоено князь Иштерек.

— Нет, — ответил старик. – Кто с миром к нему приходит, тому он друг, а кто с войной, тот живым от него никогда не уходил. Его казачье атаманское слово всегда крепко.

— Не бойся, князь, тебя никто не тронет. Это мои верные друзья. Показал же я их тебе для того, чтобы ты понял, что твоя рать нам не страшна. Погляди, сколько их!

И увидел князь Иштерек огромную казачью вольницу и подивился увиденному. На него из камышей гордо глядели глаза смуглолицых черкесов, скуластых татар, темнокожих кизылбашцев, руссов и приднепровских чубатых Черкасов. Махнул рукой Сары-Азман – и все лодки с людьми вмиг скрылись в камышах.

Прошло еще немного времени, и добрались до Мертвого черного ключа. Все остались в лодке, а няньки да мамки, взяв под руки Султанет, повели купать ее. Как только искупалась Султанет в Мертвом черном ключе, сразу почувствовала большое облегчение. К лодке возвращалась уже сама, без помощи мамок да нянек.

Снова дружно ударили гребцы веслами о воду, и отправилась лодка в обратный путь-дорогу к становищу князя Иштерека. Когда же прибыли на место, Сары-Азман высадил гостей из лодки, с любовью посмотрел на Султанет, и обратился к ее отцу с приветливым словом.

— Прощай, княже. Завтра утром отвезу княжну к белому живому ключу Ак-су. Без меня тебе его не найти. И снова гребцы ударили веслами о воду, и поплыла лодка Сары-Азмана прочь от становища Иштерека.

На другое утро прискакал в становище князя Иштерека Сары-Азман с двумя товарищами своими, ведя запасных коней. Быстро взялись за работу и сделали из ковра и легких дротиков висящие меж двух коней носилки. Положили в носилки Султанет, и не спеша, отправились к белому живому ключу. Доехали до высокого каменистого бугра, остановились у осыпи желтого камня-ракушечника. Из-под того то бугра шумным ручьем бежала чистая студеная вода.

— А вот и Ак-су, — молвил Сары-Азман. – Сколько бы больных ни приходило к этому ключу, все становились здоровыми.

Наклонилась Султанет к ключу и припала к нему губами. И как только напилась целебной воды, сразу же почувствовала, что силы в ней прибавилось, появилась бодрость, и боль в груди совсем исчезла.

Рад был князь, что его дочери принесла исцеление живая вода. И на радостях Иштерек наполнил живой водой около дюжины козьих бурдюков и решил захватить их с собой в Прикумские степи. Про себя же решил князь Иштерек не задерживаться в этих незнакомых и опасных местах, а быстрее отправляться в свои прикумские степи. И через три дня распорядился Иштерек собираться в путь.

Но Султанет пошла на хитрость. Она прикинулась больной и сказала отцу, что еще не совсем излечилась. А вода в бурдюках пользы не дает. Полезна вода только ключевая.

Ничего не осталось Иштереку как согласиться продлить время своего кочевья в этом не знакомом и опасном для него месте. Князь распорядился перенести свое становище поближе к Белому живому ключу, и на старом Кобяковом городище, у самого берега Дона, был поставлен Иштереков шатер.

Каждый божий день, рано утром, Султанет верхом на коне отправлялась к Белому живому ключу, чтобы напиться целебной воды. Там она тайно встречалась с Сары-Азманом и просиживала с ним у ключа до самого захода солнца. Султанет дала Сары-Азману слово стать его женой, и атаман послал своих товарищей к князю Иштереку с просьбой выдать дочь за него замуж.

Услышав просьбу Сары-Азмана, князь Иштерек разгневался и заявил:

-Не бывать тому, чтобы княжеская дочь стало женой человека без роду и племени живущего воровством и разбоем.

Но Султанет твердо решила стать женой казацкого атамана и без согласия на то своего отца. Как только наступила ночь, она незаметно от своих мамок да нянек вышла из шатра, осторожно прошла мимо дремавших на своих постах стражников. В Кобяковой балке в условленном месте тени деревьев молодого леса ждал ее Сары-Азман с оседланным для Султанет конем. Стук копыт уносящих Сары-Азмана и Султанет коней встревожил стражников, и тотчас же в стане Иштерека поднялась тревога.

— Куда подевалась Султанет? – с гневом вопрошал князь Иштерек у мамок да нянек.

Но никто в становище не видел и не знал, что случилось, и куда подевалась молодая княжна. Князь Иштерек приказал оседлать лошадей и, взяв с собой полсотни лучших из своих воинов джигитов, отправился на розыски дочери. Долго рыскал князь по берегам и окрестностям Дона. И вот следы беглецов отчетливо стали видны на каменистом бугре, расположенном в стороне от Дона. Но не выдержал конь Иштерека и на полном бегу в темноте сорвался с крутого обрыва каменной горы и разбился вместе с седоком.

С тех пор балку, где располагалось становище князя Иштерека, стали называть Кизи-Тиринга, что в переводе на русский язык означает «пропавшая девушка».

Ногайцы же иштерекова становища почти все перешли на сторону Сары-Азмана, пополнив тем самым ряды вольных казаков, и только небольшая часть из них ушла обратно кочевать в Прикумские степи.

Из книги кандидата исторических наук Э.В. Бурда «Сборник пословиц и поговорок, примет и сказок, собранных по казачьим станицам Кабардино-Балкарии». Изд-во М. и В. Котляровых. Нальчик, 2016.

Легенду рассказал старейший житель станицы Пришибской (ныне город Майский), родовой казак, уроженец станицы Нестеровской Полубояров Николай Григорьевич.

Впервые была опубликована в литературно-художественном альманахе «Братина». Вып 4 (25). – М., 2011, с. 145-148.

Какое место занимали легенды в жизни казаков
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here