Какое место занимал васютка в бригаде

Содержание

Помогите ответить на вопросы по рассказу «Васюткино озеро» автор Астафьев

— Какое место занимал Васютка в бригаде? Чем занимался?

— Как относился Васютка к взрослым? Почему не стал спорить с матерью перед походом в тайгу?

— Как автор подчеркивает, что Васютка перенимал привычки взрослых?

— Какой детский поступок совершил солидный Васютка? Как его можно объяснить?

— Что помогло Васютке провести первую ночь?

— Где провел мальчик вторую ночь? Почему ему было очень тяжело?

— Чем отличалась третья ночь?

— Что, по-вашему, помогло Васютке выйти на берег Енисея?

— Почему озеро назвали именем мальчика?

— Чему можно поучиться у Васютки?

Здесь легко и интересно общаться. Присоединяйся!

что делал. . что делал.. . шишки он собирал
«Мать недовольно сказала:

— К ученью надо готовиться, а ты в лесу пропадаешь.

— Чего ты, мамка? Орехи кто-то должен добывать? Должен. Охота ведь рыбакам пощёлкать вечером.

— «Охота, охота»! Надо орехов, так пусть сами ходят. Привыкли парнишкой помыкать да сорить в избе. »
а вообще это не война и мир, можно и прочитать)

вот так и отбивают интерес и желание читать нашу литературу, еще со школы помню.

на аватарке видно мама, ну так читайте сами

Какое место занимал васютка в бригаде

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Алешковой Светланы Юдисовны

Викторина «Васюткино озеро»

МАТЕРИАЛ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ПРИ СОЗДАНИИ ВИКТОРИНЫ ИЛИ КВН ПО ТЕКСТУ РАССКАЗА, Т.Е. ДЛЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ.

ВОПРОСЫ ПО РАССКАЗУ В.АСТАФЬЕВА «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО»

Викторина «Васюткино озеро»

1. Почему стала плохо ловиться рыба? (Из-за осенних дождей, поднявших уровень воды в реке)

2. На какой реке происходили события? (Енисей)

3. Сколько рыбы вытаскивали рыбаки за одну тоню в сутки? (По нескольку центнеров)

4. Чем снабжал Васютка рыбаков? (Кедровыми орехами)

5. Почему мать заставила Васютку взять в тайгу хлеба? (Таков старинный порядок)

6. Что такое затесь? (Зарубка на дереве)

7. Какую птицу первой увидел мальчик? (Кедровку)

8. Стрелял ли в нее Васютка? (нет)

9. Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря? (Он подражал собаке)

10.Сколько, по его мнению, весил пойманный глухарь? (5-6 килограммов)

11. Когда Васютка понял, что заблудился? (Когда увидел муху в сетях паука)

12. О чем пожалел мальчик после того, как зажарил глухаря? (О том, что не взял соли)

13. Сколько патронов осталось у Васютки после того, как он выстрелил в воздух? (10 штук)

14. По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде? (на пути стала попадаться трава)

15. За чем наблюдал Васютка, ночуя у костра? (За народными приметами)

16. Почему удивился Васютка, увидев в озере рыбу? (В озерах благородная рыба не водилась)

17. Как Васютка выбрался к реке? (Он догадался, что озеро проточное).

Викторина по рассказу В.Астафьева «Васюткино озеро»

1. В каком месте нашей родиной страны происходят события? (в Сибири, на Енисее)

2. Чем занималась бригада отца мальчика? (ловила рыбу)

3. Чем снабжал бригаду мальчик? (шишками)

4. Что заставила взять с собой в дорогу мать мальчика? (хлеб)

5. Что такое зАтеси? (зарубки на дереве, чтобы не потерять дорогу)

6. Какая птица отвлекла мальчика с дороги? (глухарь)

7. Каким способом жарил мальчик птицу? (в золе)

8. Почему мальчик отыскивал глазами жёлтую полоску лиственного леса? (он растёт вдоль воды)

9. В какую сторону пошёл мальчик? (на север)

10. Что привлекло мальчика, когда он вышел к воде? (ныряющие утки)

11. Чему удивился мальчик, когда глянул в воду? (там было много белой речной рыбы)

12. Кто спас мальчика? (рыбаки рыбосборочного катера-бота)

13. Что обещал дед подарить мальчику? (новое ружьё)

14. Как назвали открытое мальчиком озеро? (Васюткино, в его честь)

Второй, более сложный, вариант викторины по рассказу В.Астафьева «Васюткино озеро»

1. В какое время года происходят события рассказа? (конец лета)

2. На какой реке ловят рыбу рыбаки? (на Енисее)

3. С какой целью ходил в лес Васютка? (за кедровыми шишками)

4. Какой наказ дала мать Васютке? (Дала хлеба и сказала от затесей не уходить)

5. Почему кедровка – птица полезная? (она разносит семена кедра по тайге)

6. На кого отвлёкся Васютка? (на глухаря)

7. Когда Васютка понял, что заблудился? (когда увидел муху в паутине)

Читайте так же:  Сколько можно просрочить платеж по кредиту

8. Каким образом испёк глухаря мальчик? (раскопал костёр и в ямку, в золу, положил птицу)

9. Где спал мальчик ? (на месте костра, чтобы не замёрзнуть)

10. Что пытался различить мальчик среди тёмного моря тайги? (жёлтую кромку лиственного леса)

11. Отчего расплакался мальчик, когда увидел болото? (от бессилия и разочарования)

12. Что увидел в озере мальчик? (речную рыбу)

13. Продолжите дедушкину примету: «Вызвездило — …» (к холоду)

14. Что понял мальчик, когда обнаружил подбитую им утку у перешейка? (озеро проточное!)

15. Что нужно сделать, чтобы развести костёр из подмокших дров? (нужно поджечь берёсту)

16. Как и почему назвали озеро люди? (Вассюткиным. Именно он его нашёл и привёл рыбаков)

Чем занимался Васютка в бригаде рыбаков?

Чем занимался Васютка в бригаде рыбаков?

  • Киасашвили Борис
  • Литература 2019-10-24 04:22:15 3 1

Васютка собирал для рыбаков орехи, которые они любили щелкать после ужина за дискуссиями. Мальчугану нравились эти посиделки. За орехами мальчишка прогуливался в лес, а также охотился на маленькую дичь. Орешки он собирал с ближайших кедров, но равномерно там они кончались, потому Васютка уходил все дальше и далее. Потому и заплутался.

Ссочинением васюткино озеро по плану.1 какое место занимал васютка в бригаде? 2 как он относился к взрослым и почему не стал слушать мать 3 что васютке провести в тайге первую ночь? почему ему было тяжко во время 2 ночи и где он её провёл? 4 чем отличалась третья ночь? 5 что васютке выйти на берег енисея? 6 почему озеро назвали именем васютки? 7 чему можно научиться у васютки? с цитами из рассказа .

да. он осознал, что надо быть более самостоятельным потому что прислушался к совету толпы

могу ответить только пятое. шок страх радость удивление. а ты прости произвидение

ведут такой образ жизни, потому что:

1. некоторые люди употребляют алкоголь и курят это отводит желание с ними общаться

2. люди стали мало времени проводить на улице, а теперь в основном сидят только дома. с такими людьми нет смысла общаться

3. коплю знания планы и деньги. могу никуда не вылезать год, что бы на месяц отправиться на другой конец света. желательно в гордом одиночестве!

4. иногда хочется побыть одному и на это влияет депрессия

1.какое место васютка занимал в бригаде, чем занимался? 2. как относился васютка к взрослым. почему не стал спорить с матерью перед походом в тайгу? 3. как автор подчёркивает, что васютка перенимал привычки взрослых ? 4. что васютке выйти на берег енисея?

радуйся жизни,верь только в свои силы.нужно быть счастливым,так как жизнь даётся один раз.каждый голос птичек слушай и удивляйся как природа богата.

не привыкайте,не прикладывайтесь

возможно потому, что в повести сюжет вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в эпизодах. «слово о полку игореве» — именно в этом произведении показано, что для победы необходима полководцев, иначе по одиночке их легко победить. во вторых, для победы необходимо правильное размышление,а не жажда славы. именно князь игорь жаждил славы. эта поэма является «примером» для воинов.

вас должны окружать люди, которые по истени любят и ценят вам потому что именно такие люди вам в трудную ситуацию дадут совет и решить ту или иную проблему

в рассказе «заячьи лапки» мы знакомимся с отважного зайца, который не жалея своих лап бежал от лесного и тем самым спас жизнь и старому охотнику лариону. причем именно в этого зайца с рваным ухом стрелял дед лариона буквально перед .

поэтому мне не удивительно, что ларион проникся к зайцу чувством глубокой признательности, не только за свое спасение, но и за то, что тот показал ему как добром отвечать на зло.

дед ларион спас зайца, с трудом нашел косому врача, а потом оставил его у себя жить, и когда автор приезжает к деду,то видит этого знаменитого зайца спящим в сенях. заяц видимо прижился и стал членом семьи.)

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Сюжет и композиция рассказа
учебно-методический материал по литературе на тему

Цели

Кратко познакомить учеников с биографией В.П. Астафьева; повторить элементы композиции произведения; развивать навыки пересказа текста, составления плана.

Скачать:

Вложение Размер
ou_astafev.doc 34.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 96

Урок по теме: « В.П. Астафьев. «Васюткино озеро».

Сюжет и композиция рассказа»

учителем русского языка и литературы

Семёновой Людмилой Михайловной

Тема: В.П. Астафьев. «Васюткино озеро».

Сюжет и композиция рассказа

Кратко познакомить учеников с биографией В.П. Астафьева; повторить элементы композиции произведения; развивать навыки пересказа текста, составления плана.

Оборудование: портрет В.П. Астафьева; издания его произведений.

I. Вступительное слово учителя

В.П. Астафьев ушел из жизни совсем недавно (в 2001 г.). Таких, как он, называют совестью нации. Это был очень честный, чуткий, непримиримо относившийся ко лжи и злу, требовательный, прежде всего к себе, человек. Герои его книг – простые люди, а еще постоянный герой произведений В.П. Астафьева – природа.

Основная тема многих рассказов В.П. Астафьева – тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один случай может повлиять на всю жизнь человека, сделать человека старше, изменить его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких.

Прочитаем статью о В.П. Астафьеве в учебнике-хрестоматии.

II. Чтение и обсуждение статьи учебника о В.П. Астафьеве (с. 142-143)

Из статьи учебника мы узнали, что В.П. Астафьев родился в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы своей жизни. Действие рассказа тоже происходит в одной из сибирских деревень на Енисее в 30-е годы ХХ века. Это было очень трудное время. Детям рано приходилось взрослеть, помогать старшим, работать. Рассказ, который вы прочитали, автобиографический, т.е. автор описывает случай из своей жизни.

III. Краткий пересказ текста

IV. Подготовка к составлению композиционного плана рассказа

1. Слово учителя

Повествование начинается неспешно, издалека. В прологе мы узнаем, что речь идет о 13-летнем мальчике, в честь которого названо озеро. Мало кто может похвастаться подобным. Писатель заинтриговывает нас: почему же мальчик удостоился такой чести? Об этом мы узнаем после.

Читайте так же:  Какие банки делают рефинансирование кредитов других банков

— К какой части композиции относится описание жизни рыбаков из бригады Васюткиного отца?

(Это описание относится к экспозиции.)

— Что называется экспозицией?

(Вступление, в котором нет еще действия, а лишь обозначаются действующие лица и место событий, называется экспозицией.)

— Как называются остальные части композиции?

(Завязка, развитие действия, развязка.)

— Почему, несмотря на ценные уловы, дни казались однообразными и скучными?

— Чем занимался Васютка в бригаде?

— Какое событие является завязкой повествования?

(Поход Васютки в тайгу за орехами.)

— Какой старинный порядок перед отправкой в тайгу должен был соблюдать каждый?

(«Идешь в лес – бери еду, бери спички».)

— Почему Васютка потерял дорогу в тайге?

(Он увлекся погоней за раненым гнлухарем.)

— Когда мальчик понял, что заблудился?

(Когда увидел муху, попавшую в тенета паука. Он и сам своей беспомощностью напомнил себе муху-пленницу.)

— Что заставило Васютку справиться с отчаянием?

(Он вспомнил слова отца и дедушки: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит».)

— Какие действия предпринял Васютка ночью в тайге?

— Какие события произошли с мальчиком в тайге? Что пришлось ему пережить?

— По каким приметам Васютка нашел озеро?

— Какие умения пригодились Васютке в тайге?

— Как описывает В.П. Астафьев жизнь таежной природы7

— Как Васютке удалось выйти из тайги к Енисею?

— Какое событие является кульминацией рассказа?

(В рассказе две кульминации. Первая – приближение пассажирского парохода – надежда Васютки на спасение и разочарование. Вторая – появление катера-бота и спасение Васютки.)

— Сколько дней блуждалВасютка в тайге?

(Дедушка говорит: «Пятый день ищем». Значит, Васютка блуждал больше четырех суток.)

— Какова развязка рассказа?

(Благополучное возвращение Васютки домой и поход к озеру.)

— Какую часть рассказа можно считать эпилогом (послесловием)?

(От слов: «На районной карте появилось еще одно голубое пятнышко…» до конца рассказа.)

1. Составить план рассказа, используя цитаты из текста.

2. Ответить на вопросы и выполнить задания 1-8 (с. 174).

3. Ответить по выбору на один из вопросов повышенной сложности (с. 174-175).

4. Сделать иллюстрацию к рассказу (рисунок или устно).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы 5 класс по Т.Ф.Курдюмовой: В.П.Астафьев «Васюткино озеро».

Вызвать у учащихся эмоциональный отклик на прочитанное.

К презентации1 слайдВиктор Астафьев «Васюткино озеро» 2 СЛАЙД1 фотографияВиктор Петрович Астафьев. Родился 1 сентября 1924 года в селе Овсянка в семье Петра Павловича Астафьева .

Кратко познакомить учеников с биографией В.П. Астафьева; повторить элементы композиции произведения; развивать навыки пересказа текста, составления плана.

Конспект урока по литературе разработан для инклюзивного класса (нормотипия, слепые обучающиеся).

Обучение анализу прозаического текстаПредметные умениянавыки анализа текстаумение понимать и формулировать тему, идеюумение характеризовать героев произведениявладение терминологиейсопоставление сюжет.

Цель: Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения.

Урок – исследование по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Урок-исследование по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

Скачать:

Вложение Размер
v.p.astafeva_vasyutkino_ozero_2.doc 31.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Кашинская ООШ»

Личностно-ориентированный урок с элементами работы в группах.

Урок – исследование по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

Тема урока : Человек и природа в рассказе.

Цель урока : обучение анализу прозаического произведения, развитие навыков устного словесного рисования и комментированного чтения, экологическое воспитание.

1.Работа с текстом 7 мин.

2.Работа в группах 15 мин.

3.Комментированное чтение эпизода 8 мин

4.Сочинение-миниатюра 10 мин.

1.Работа с текстом.

Беседа. Обсуждение содержания рассказа, чтобы выявить восприятие ребятами произведения.

  • Какое место занимал Васютка в бригаде? Чем занимался?
  • Как относился Васютка к взрослым? Почему не стал спорить с матерью перед походом в тайгу?
  • Как автор подчеркивает, что Васютка перенимает привычки взрослых?
  • Какой детский поступок совершил солидный Васютка? Как это можно объяснить?
  • Что помогло Васютке провести первую ночь?
  • Где провёл мальчик вторую ночь? Почему ему было очень тяжело?
  • Чем отличалась третья ночь?
  • Что, по-вашему, помогло выйти Васютке на берег Енисея?
  • Почему озеро назвали по имени мальчика?
  • Чему можно поучиться у Васютки?

2.Работа в группах.

  • Встречи Васютки с миром живой природы (птицы, рыбы). Как и почему относился Васютка к окружающей его фауне.

Ученики понаблюдают, что Васютка убивал дичь как любой охотник, чтобы накормить других, но в то же время он воспринимал животных как равных: сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Это и говорит о том, что мальчик хорошо знает жизнь животных, наблюдает за ней, при этом подражает взрослым, копирует их привычки.

  • Поведение Васютки в лесу.

Основным в поведении ребят будет то, что послужит ответом на вопрос: что же припомнил Васютка из того, «чему учили его, что знал из рассказов рыбаков и охотников». Они расскажут о том, что пригодились ему навыки, полученные им в общении с взрослыми. Ребята отметят, что смекалка, сноровка и вера в себя помогли мальчику не растеряться и выжить в трудных условиях.

  • Мысли и чувства Васютки, которые помогли ему сделать правильные выводы и выбраться к реке.

Ребята отметят,что мальчик постоянно размышляет, у него очень пытливый ум, это оказывается решающим в его путешествии.

3.Комментированное чтение эпизода.

Комментирование пейзажной зарисовки. Работа с термином «пейзаж».

Пейзаж – это картина природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора. В реалистической литературе значение пейзажа таково: он изображает реальную обстановку, в которой разворачивается действие, им подчеркивается или оттеняется душевное состояние персонажей, характер происходящих событий.

Для работы возьмем пейзаж на стр. 129 «Тайга…Тайга.»

  1. Учащиеся читают самостоятельно и пытаются сделать самый главный для себя вывод из этого отрывка.
  2. Беседа
  • Почему тайга показалась мальчику “молчаливой и равнодушной ”?
  • Почему она напомнила Васютке море?
  • Как автор усиливает мрачность пейзажа?
  • Какие слова автор использует для описания тайги?
  • Как и почему почувствовал себя мальчик себя в этот момент?
  • Какое впечатление производит этот пейзаж?
  • Какую, по-вашему, ставил автор при создании этого пейзажа?
  • Почему всё же природа не подвела мальчика, дала ему пищу, тепло, помогла выйти к людям?
Читайте так же:  Взять кредит в банке под маленький процент

Как и почему человек должен относиться к природе?

5.Подведение итогов урока и домашнее задание.

Астафьева ,,васюткино озеро’’1- какое место занимал васютка в бригаде? 2- как относился васютка ко взрослым? почему не стал спорить с матерью перед походом в тайгу? 3- как васютка перенимал привычки взрослых? 4- какой детский поступок совершил солидный васютка? как его можно объяснить? 5- что васютке провести первую ночь? 6- где провёл васютка вторую ночь? 7- чем отличалась третья ночь? 8- что,по вашему, васютке выйти на берег енисея? 9- почему озеро назвали именем мальчика? 10- чему можно поучиться​

затопив очаг с утра.

боль пронзает до костей, птица может клюнуть в темя, только точно знает время, что задумал прометей.

терпение и труд всегда лучше лени.

если ты трудишся и терпелив,то у тебя все получится сделать.

а ленивый человек он нечего не добьется в своей жизне ему будет тяжело,и когда он это поймет,и скажет себе нало было трудится!

эта пословица намекает на бесполезность труда. зачем нести дрова в лес, если там итак полно деревьев, из которых можно заготовить дрова.эта пословица о том, что радость не должна быть бесконечной, нельзя веселиться и думать только о себе, а в беде нужно всегда надеяться и верить в лучшее, никогда не вешать нос, ну и конечно же не унывать.

Где происходит действие рассказа «Васюткино озеро»? В Сибири. В тайге. На реке Енисей. Чем занимался Васютка в бригаде рыбаков? Собирал кедровые орехи. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемТатьяна Гагарина

Похожие презентации

Презентация на тему: » Где происходит действие рассказа «Васюткино озеро»? В Сибири. В тайге. На реке Енисей. Чем занимался Васютка в бригаде рыбаков? Собирал кедровые орехи.» — Транскрипт:

2 Где происходит действие рассказа «Васюткино озеро»? В Сибири. В тайге. На реке Енисей. Чем занимался Васютка в бригаде рыбаков? Собирал кедровые орехи для всех. Почему заблудился Васютка? Погнался за глухарём.

3 Сколько дней мальчик пробыл в тайге? 4 дня Почему Васютка удивился, увидев в таёжном озере рыбу? В таких озёрах благородная рыба не водилась. Как Васютка выбрался из тайги? По протоке, которая шла от озера.

8 В. Астафьев «Васюткино озеро» тайга молчаливая, равнодушная, огромное зелёное море, сонная, оживлённая, глухая и угрюмая. В.Виард «Приключения Кеши» тайга красива, от красок пестрило в глазах, мёртвая, нигде ни звука.

10 … Он снял телогрейку, кепку, поплевав на руки, полез на дерево… Тайга… Тайга…Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко- далеко, всё ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дольше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и наконец голубые проемы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась них.

13 Река выводит путника своим течением к людям, малая речка ведёт к большой. И там ты уже не одинок, не безоружен.

15 Идёшь в лес- бери еду и спички. Береги драгоценные запасы: винтовку и «припасы» патронов. Запоминай, замечай путь, по которому идёшь.

16 Провести исследование среди взрослых о правилах поведения в лесу. Нарисовать иллюстрации к произведениям В.Астафьева и В. Виарда.

Технологическая карта урока литературы по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Разделы: Литература

Технологическая карта урока литературы по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Конспект урока

Предмет

Класс

Тип урока

Тема урока

В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.

Цель урока

Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения, формирование навыка работы с интерактивной доской

Основное содержание темы, термины, понятия

Пейзаж, комментирование, анализ, автобиографическая проза

Планируемый результат.

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Бережно относится к природе, понимает, что такое твердость духа.

Контролирует процесс и результаты своей деятельности

Видео (кликните для воспроизведения).

Делает вывод по прочитанному, умеет работать с текстом и дополнительной литературой.

Вступает в учебный диалог с учителем и одноклассниками

Оценивание содержания рассказа Астафьева

Умеет действовать по плану

Сотрудничает в группе, умеет высказывать свое мнение о прочитанном

Умение прогнозировать результат.

Развитие речи и творческих способностей учащихся

Умение оценивать собственную деятельность и деятельность партнера

Умение структурировать знания по теме.

Умение ставить вопрос

Осознанное построение речевого высказывания в устной речи

Умение точно выражать свои мысли

Организация образовательного процесса

Формы работы

Ресурсы

Литература, география, ОБЖ, предметы естественно-научного комплекса

Индивидуальная, в парах

Проектор, литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2. / Автор-составитель: Т. Ф. Курдюмова и др. М.: Просвещение, 2004

Этапы урока.

Ситуативные задания

Деятельность ученика

Планируемый результат

Цель: Создать позитивный настрой
у учащихся

Здравствуйте, проверьте готовность к уроку. Я рада вас видеть и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас открыл для себя что-то новое.

Настроились позитивно на работу

2 этап «Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся»

Деятельность ученика

Планируемый результат

Сформировать тему и задачи урока

Деревья, деревья, деревья. Под ногами — мох и жухлая трава, над головой — равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце — холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле.» Вот, что почувствовал Васютка, главный герой рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

Астафьев писал: «Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души».
Главный герой попадает в ситуацию, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений.
Ребята, а как бы вы повели себя, если бы заблудились в лесу?

Использование технологии развития критического мышления

Внимание на доску. «Как бы повели себя, заблудившись в лесу». Задание: расположите пункты памятки «Поведение в лесу» в нужном порядке. Спустя некоторое время мы проверим ваши ответы с помощью интерактивной доски.

На слайдах

Как удалось Васютке выжить в тайге? Тема нашего урока «Человек и природа».

Как вести себя наедине с природой? – на этот вопрос нам предстоит ответить, размышляя над рассказом В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

Читайте так же:  Займ на карту без отказа первый бесплатно

Творчество этого писателя имеет огромное значение в современной литературе. В.П. Астафьев родился в 1924 году в Красноярском крае, в селе Овсянка, что на реке Енисее. К самому берегу подступает вековая тайга. В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не перестаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».

Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души.

3 этап «Актуализация знаний»

Деятельность ученика

Планируемый результат

Цель: повторение того, что необходимо к изучению нового материала :знание текста

Почему рассказ называется «Васюткино озеро»?
Что рассказывает автор о рыбной ловле?
Какое место занимал Васютка в бригаде? Чем занимался?
Как относился мальчик к взрослым? Почему не стал спорить с матерью перед походом в тайгу?
Как автор подчеркивает, что Васютка перенимал привычки взрослых? Какой детский поступок совершил солидный Васютка? Как его можно объяснить?

Потому что мальчик Васютка находит озеро, полное рыбы, и открывает его людям.
Рыбная ловля ведётся бригадами, которые движутся по реке вниз по течению и ловят сетями, на паромах или перемётами. Попадается осётр, стерлядь, таймень, налим.

Частые дожди, вода поднялась, рыба ушла на глубину. Заспались рыбаки, рассолодели от безделья.

Снабжал рыбаков орехами, бродил по лесу, напевал, из ружья палил.

Говорил, что рыбакам надо пощёлкать орехи, кто-то должен их добывать.

Она посоветовала не отходить от затесей, взять хлеб с собой. Таёжные законы не ему менять.

Старинный закон: идёшь в лес – бери еду и спички.

Проявлять интерес к тексту, знать содержание текста рассказа; определять место Васютки среди взрослых; знать правила поведения в лесу; уметь анализировать эпизод.

4 этап «Первичное усвоение новых знаний»

Деятельность ученика

Планируемый результат

Цель: отработка навыков комментированного чтения,

Чтение эпизода со слов «открытие было настолько простым и потрясающим» до «Живем!» стр. 151

Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился?
Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился?

Васютка испугался, потому что он ребенок. Его охватило отчаяние, природа испугала сначала его.

Познавательные: меть объяснять прочитанное, рассказывать, пересказывать эпизод, отвечать на вопросы
Коммуникативные: умение точно высказывать свои мысли.

Чьи слова он вспомнил, когда ему стало плохо? стр. 152

Он вспомнил слова деда, потому что он оказал на мальчика большое влияние. Рассказы рыбаков и охотников.

Что он сделал в первую очередь?

Васютка разжег костер, у костра он вел себя как взрослый человек.

Как он приготовил себе еду?

Когда он готовил себе еду, то оценил наставления матери о хлебе. Краюшка спасёт от голода, к законам тайги нужно относиться с уважением.

В чем корил себя Васютка, когда начал ужинать?

Не взял соль, мало хлеба.

Итак, проверим, как же нужно вести себя в лесу, если заблудился.

На слайде действия, установить их последовательность. Ученики зачитывают свои ответы, затем проверяют по слайдам.

5 этап «Первичная проверка понимания»

Деятельность ученика

Планируемый результат

Цель: формировать умения работать с активной доской,

Внимание на слайды: найдите те предметы, которые необходимо взять с собой в лес.
Какие черты характера обнаружились в мальчике? С кем он разговаривал?
Чтение эпизода «Тайга». стр. 156
Почему тайга показалась мальчику «молчаливой, равнодушной»? Почему она напомнила Васютке море? Как автор усиливает мрачность пейзажа? Какие слова использует при описании тайги? Как почувствовал себя мальчик в этот момент? Какое впечатление производит этот пейзаж?

Отчаяние, страх. С пнём, с белкой, укорял себя в трусости. Прислушивался к звукам.
Смелость, решительность, смекалка, знание законов тайги, мужество, терпение и упорство.

регулятивные : уметь оценить результат собственной деятельности; умение адекватно вести себя в учебной ситуации.
коммуникативные:
уметь планировать учебное сотрудничество учителя с учеником; уметь точно выражать свои мысли.
познавательные: находить и выделять необходимую информацию; свободно ориентироваться в тексте.

6 этап «Первичное закрепление»

Деятельность ученика

Планируемый результат

Цель: развитие навыков самостоятельной работы с текстом; усвоение содержания рассказа путем выборочного чтения и краткого пересказа текста, предварительно прочитанного учащимися.

Встречи Васютки с миром живой природы. Как и почему относился Васютка к окружающей его фауне?
Чтение отрывка из текста «мальчик внимательно следил…» до «табуны перепуганных птиц». Стр. 158

Васютка убивал дичь, как любой охотник, чтобы прокормиться, заботился о том, чтобы накормить других, но в тоже время он воспринимал животных как равных, сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Это говорит о том, что мальчик хорошо знает жизнь животных, наблюдает за ней, при этом подражает взрослым, копирует их привычки.
Рассказать, как пригодились ему навыки, полученные в общении со взрослыми. Смекалка, вера в себя, сноровка помогли мальчику не растеряться и выжить в трудных условиях. Мальчик постоянно размышляет, у него пытливый ум, это оказывается решающим в его путешествии. Васютка нашел озеро, полное рыбы и открывает его людям .

7 этап «Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция»

Деятельность ученика

Планируемый результат

Цель: контроль за усвоением знаний, умений и навыков, самоконтроль

Обсуждают правильность ответов одноклассников

8 этап «Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению»

Деятельность ученика

Планируемый результат

Объяснение домашнего задания

Сочинение – миниатюра «Как и почему человек должен относиться к природе?

Выразить своё отношение к природе.

9 этап «Рефлексия»

Деятельность ученика

Планируемый результат

Цель: выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Почему рассказ начинается и заканчивается взглядом автора на карту?
Чему можно научиться у Васютки?

Это озеро может найти только сам Васютка. Обращение к карте как бы окольцовывает рассказ, такое построение придаёт произведению завершённость.
Герой — наблюдательный и способный к размышлению, потому что он черпает знания из опыта взрослых, из таежных законов, законов жизни.
Унего можно поучиться смелости, знанию законов тайги, мужеству, терпению, упорству.

Видео (кликните для воспроизведения).

Регулятивные: оценка достигнутых результатов.
Личностные::нравственно-этическая ориентация.

Читайте так же:  Формула расчета мат выгоды по беспроцентному займу

Технологическая карта урока «В.П.Астафьев «Васюткино озеро»»

Технологическая карта урока

Учитель: Фетисова Е.Н.

Филиал МБОУ Токарёвской СОШ №1 в с. Полетаево

Тема урока : В.П.Астафьев «Васюткино озеро».

УМК: Литература . 6 класс. Учебник для образовательных учреждений в 2 ч./В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. — 12-е изд., перераб. -М: Просвещение, 2015 г.

формирование умений анализа произведения

формирование практических умений и навыков правильного понимания произведения

умение аргументировать свои мысли

развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса.

воспитание бережного отношения к слову, воспитание культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе

Цели для учителя

1. Познакомить учащихся с биографией писателя, пробудить интерес к его личности.

2. Познакомить учащихся с рассказом; развитие навыков самостоятельной работы с текстом.

3. Усвоить содержание рассказа путем выборочного чтения.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные : осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные : принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные : понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные : вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.

Знакомство с писателем, его произведением ,
анализ рассказа

Форма урока
Традиционная (урок-практикум)

Опорные понятия, термины

Фронтальный опрос
Индивидуальная работа

Написать сочинение- миниатюра «Чему научил меня этот рассказ?»

Используемые методы, приемы, формы

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Включение в деловой ритм.

Проверка готовности учащихся к уроку.

(ТРУД – тетрадь, ручка, учебник, дневник)

Подготовка к работе.

регулятивные: целеполагание; коммуникативные :

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся.

II. Анализ контрольной работы.

Анализ контрольной работы.

Работа над ошибками.

регулятивные: целеполагание; коммуникативные :

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: обосновывать свое мнение

III. Актуализация знаний

Подведение детей к формулированиютемы и постановке целей урока.

Активизирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию.

Автобиографичность- свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора.

Определение цели учебной деятельности.

Формулировка темы урока

Учащиеся слушают учителя,

отвечают на вопросы учителя, делают записи в тетради.

Беседа Иллюстративно-словесный метод.

самопроверка, оценивание своего ответа;

познавательные :
анализ объектов с

целью выделения признаков.

Отработка умений отвечать на поставленные вопросы

IV. Работа по теме урока

Рассказ учителя о биографии В. Астафьева .(Слайд2, 3)

-Что, по словам Астафьева, заставило его писать?

— Я надеюсь, что вы заинтересовались произведениями Астафьева, его личностью, стремящейся к правде. А сейчас мы переходим к изучению интересного рассказа для детей «Васюткино озеро». (Слайд4, 5)

Дети слушают, отвечают на вопрос.

Приём познавательной активности через творческое задание.

ориентация в социальных ролях и межличностных отношений;

поиск и выделение необходимой информации;

уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Вырабатывать уважительное отношение друг к другу,

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их развернём

И к себе скорей прижмём.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

VI.Актуализация знаний.
Работа по тексту

-Кто герои рассказа? (Слайд 7)

-Что беспокоило рыбаков?

-Какое место занимал Васютка в бригаде? Чем занимался?

-Как относился мальчик ко взрослым? Почему не стал спорить с матерью перед походом в тайгу?

-Как автор подчеркивает, что Васютка перенимал привычки взрослых?

-Как Васютка заблудился?

-Что помогло ему выжить, выйти из тайги?

Памятка (Слайд 8)

Какое время странствий в лесу оказалось для героя самым трудным и почему?

-Что вспоминал Васютка?

-Какой детский поступок совершил Васютка? Как его можно объяснить?

-Почему взрослые решили назвать озеро Васюткиным именем?

Ответ на вопрос.

Составление монологического высказывания

Выразительное чтение фрагментов

Дети составляют .(см. Приложение)

Беседа, выразительное чтение отрывков из рассказа

самопроверка и взаимопроверка;

общеучебные – умение структурировать знания, выборнаиболее эффективных способов решения задания, умение

осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

рефлексия способов и условий действия; коммуникативные :

управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Развитие умения выразительно читать,

Воспроизводить литературоведческую информацию,

выслушивать и принимать во внимание чужое мнение

Дети читают статью в учебнике, составляют таблицу

Приём познавательной активности через творческое задание.

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Коммуникативные : уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Уметь воспроизводить литературоведческую информацию,

Организует деятельность поприменению полученных знаний.

— Чему можно научиться у Васютки?

Дети отвечают на поставленный вопрос.

Обсуждение результата работы с произведением

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Вы заблудились в лесу (ваши действия)

Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и результаты,

степень их соответствия.

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные :

рефлексия;
личностные :
смыслообразование.

Умение оценивать себя.

Объясняет домашнее задание- Сочинение- миниатюра «Чему научил меня этот рассказ?» (Слайд 10,11)

Слушают и записывают в дневник.

умение делать выбор и обосновывать его.

1.Якунина Н.Н. В.П.Астафьев «Васюткино озеро» //Литература в школе.- 2010.- №5, с.38-40

2. В.П.Астафьев. Повесть о жизни // Т.1.-М.:Современный писатель,1993.

3.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Учебник – хрестоматия для 5 класса, часть 2 – М., «Просвещение», 2015.

4.. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2014.

«Судьба рассказа «Васюткино озеро» любопытна. В г.Игарка преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Преподавал он, как я теперь понимаю, свои предметы хорошо, заставлял на «шевелить мозгами» и не слизывать из учебников изложения, а писать сочинения на вольные темы. Вот так он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл один, и вот обо всём об этом и написал. Сочинение моё было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нём, попробовал восстановить его в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро» – мой первый рассказ для детей».

Какое место занимал васютка в бригаде
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here