Как занять 1 место на олимпиаде

Совет Как и где готовиться к олимпиадам

Михаил Кипнис 23 июня 2017

Среди школьников распространено заблуждение, что необязательно готовиться, чтобы участвовать в олимпиадах. Эту точку зрения невольно поддерживают и сами организаторы, когда объявляют, что для участия в их состязании не нужны углубленные знания.

Как показывает опыт, это утверждение справедливо только для начальных этапов соревнований. Например, в школьном этапе всероссийской олимпиады действительно можно успешно выступить и без дополнительной подготовки. То же относится и к отборочным турам некоторых олимпиад. Но далеко не всегда необходимые на олимпиаде знания совпадают со школьной программой. А иногда задание на известную тему из школьной программы кажется сложным из-за необычной формулировки, за которой скрывается знакомый материал.

Изучите задания прошедших олимпиад

Сравните свои решения с ключами. Разберите задания сами или с преподавателем, который объяснит неясные моменты. Ведь в успехе школьника кроме него заинтересована и школа, так как это повышает ее престиж.

Пользуйтесь материалами для подготовки

Посмотрите рекомендации тренеров сборной Москвы по самоподготовке. Каждому предмету здесь посвящен отдельный раздел, в котором собраны списки учебной и научной литературы, пособий, справочников, академических статей, подобранных специально для заинтересованных школьников. Самостоятельно восполнить пробелы в теоретических знаниях поможет чтение этих материалов.

Готовиться можно и по видеоурокам, включающим лекции, разборы заданий, семинарские занятия для школьников и учителей. Организаторы некоторых олимпиад выкладывают на сайтах видеоразборы заданий, которые проводят сами составители или члены жюри.

Посещайте занятия

Не стоит ограничиваться только самоподготовкой, хотя и нельзя недооценивать ее значение. Занятия с опытными преподавателями все-таки остаются одним из лучших способов подготовки к олимпиадам. Ищите учителя, который заинтересован в успехе школьника. Он может вести кружок или дополнительные занятия по подготовке к олимпиадам.

Помимо курса по предмету, на таких кружках предлагают полезные раздаточные материалы, понятные разборы заданий прошлых лет и подборки новых.

Участвуйте в разных олимпиадах

Даже выбрав главной целью одну олимпиаду, не стоит отказываться от других. Участие в них в таком случае станет не потерей времени, а дополнительной тренировкой. Умение работать с разными типами заданий и опыт поведения на туре, концентрация, планирование времени — это те элементы подготовки, которые даже регулярные занятия не могут полноценно компенсировать.

Как победить на олимпиаде?

Хотя выражение «главное не победа, главное — участие» наиболее часто употребляется в отношении олимпиад, победить тут хочет каждый. Причем это касается не только участников, но и школ, которые они представляют. Да, для школьника победа — это почетный и полезный диплом, но для учебного заведения — это престиж и повышение рейтинга.

Но как же достичь победы при участии в предметной олимпиаде? Очень многое (если не все) решает подготовка. Тут следует выделить несколько основных принципов, которых школьнику следует придерживаться на подготовительном этапе.

Первое — выбирать только тот предмет, который интересен. Даже в отношении базовой школьной программы учащимся трудно справиться с предметами, к которым у них нет ни предрасположенности, ни банального интереса. А для олимпиады нужно располагать большим багажом знаний, чем тот, что предоставляется в школе. Следовательно, увеличивается и нагрузка. И справиться с ней при наличии интереса к предмету намного легче.

Второе — не перегружать себя. Да, бывает, что школьники участвуют одновременно в 4-5 олимпиадах. Но это часто приводят к переутомлению и даже неврозам. Поэтому, при наличии талантов и интереса сразу к нескольким предметам, лучше выделить два, максимум — три, и уделить им максимум внимания.

Третье — обращаться к опытным олимпиадникам из старшеклассников за советами. Соперниками они не будут, поскольку будут принимать участие в олимпиадах среди своих сверстников, а подсказать в отношении того, на что лучше обратить внимание и какие организационные моменты нужно учитывать — для них совсем нетрудно.

Четвертое – учиться и не пропускать занятия. Казалось бы, очевидный совет, но есть серьезная разница между зубрежкой и учебой. Это означает, что школьнику, для участия в олимпиаде, нужно развивать умение критически мыслить. Для этого, вначале, нужно научиться делать одну простую вещь – задавать вопросы учителям. На большинстве занятий в конце урока преподаватель обращается к ученикам «Вопросы есть?» И, как правило, никто ничего не спрашивает. Но если научиться спрашивать, это будет сразу развивать критическое мышление, умение анализировать предмет и искать нестандартные подходы к решению проблемы.

Пятый момент является дополнением предыдущего – обращаться к учителю данного предмета с просьбой о проведении дополнительных занятий. Иногда педагоги их проводят за отдельную плату, а иногда договариваются с руководством школы о соответствующей прибавке и помогают школьникам бесплатно. В любом случае, индивидуальные занятия всегда приносят намного большие результаты, чем стандартные уроки в школе.

Основные лайфхаки для школьников

Теперь о небольших не совсем очевидных хитростях, которые помогут новичкам добиться победы при участии в предметной олимпиаде.

Первый лайфхак довольно прост – понятный и аккуратный почерк. Если даже правильный ответ написан неразборчиво, или есть несколько зачеркиваний, из-за которых непонятно, что хотел написать участник – этот ответ проверяющие могут просто не засчитать.

Вторая хитрость касается подготовительного процесса – составить график. Особенно если школьник – новичок в олимпиадах, он должен точно распределить свое время и строго следовать установленному графику. Сделать это можно самостоятельно или с помощью родителей и опытных олимпиадников. В любом случае, подобный тайм-менеджмент не только повысит эффективность подготовки, но и позволит справиться с возможным стрессом. Когда точно знаешь, что должен сейчас делать – нервов намного меньше.

Третья хитрость относится и к подготовке и даже более важна непосредственно на олимпиаде – сохранять спокойствие. Шелест бумаги, шепот соседа, или даже ранних уход кого-то из участников – все это может вывести из равновесия и, даже если конкурсант готов, он не сможет показать хороший результат. Поэтому очень важно напоминать себе сохранять спокойствие и концентрироваться на своем тесте, что бы ни происходило в аудитории или за ее пределами.

Читайте так же:  Какой банк дает кредит военному

Четвертый лайфхак, которым многие школьники, увы, пренебрегают – полноценный сон накануне олимпиады. Это касается любых подобных мероприятий. Выучить все в последнюю ночь не получится, а не выспавшийся школьник забудет даже то, что действительно выучил, и допустит элементарные ошибки в простейших вопросах. А это приведет к потере драгоценных баллов.

Пятая рекомендация – анализировать прошлогодние тесты и изучать логику проверяющих. Сумев определить, каким образом происходит оценка, будет легче дать те ответы, которые принесут больше баллов при оценке теста.

И последний лайфхак, который позволит чаще побеждать в предметных олимпиадах – не быть перфекционистами. Попытка дать полный ответ может стоить нескольких лишних минут раздумий. Лучше написать все, что известно по данному вопросу и пойти дальше. Если будет свободное вернуться – можно будет потом вернуться к проблемному пункту и попробовать его доработать.

Основные ошибки при подготовке к предметной олимпиаде

Итак, выше было сказано, что нужно делать при подготовке и участии в олимпиаде для победы. Теперь о том, чего делать нельзя, и какие действия будут по меньшей мере бесполезны.

Первая ошибка – попытка выучить все-все-все по этому предмету. Подобное количество информации не сможет осилить ни один школьник, даже если будет усердно готовиться в течение целого года. Лучше посмотреть, какого рода темы затрагиваются в конкретном тестировании, и сконцентрироваться на их изучении. Если же выучить все, то будет потрачено много времени и сил, масса ненужной информации осядет, а то, что нужно – обязательно забудется.

Кроме того, есть один любопытный психологический момент. Парадоксально, но факт – выучить слишком много можно. В этом случае у «переучившегося» участника появляется ощущение, что он чего-то не знает, и он забывает все изученное. Разумеется, в этом случае о победе в олимпиаде можно забыть.

Второе – постоянное участие во всех олимпиадах. Да, рекомендация частого участия для снижения уровня стресса попадается чаще. Отчасти она справедлива – регулярно выходя из зоны комфорта, школьник начинает меньше нервничать перед каждым тестированием. Но если слишком часто записываться на олимпиады по всем предметам – переутомление неизбежно. А это, в итоге, скажется плохо не только на успеваемости ребенка, но и на состоянии его здоровья.

Третье – стремление победить любой ценой. К сожалению, иногда это выливается в попытки сжульничать, получить доступ к вопросам раньше или «подсидеть» других участников. Ничего хорошего из такого стремления к победе не выйдет. В лучшем случае, один-два раза это «прокатит», а потом участника обязательно поймают на жульничестве. И последствия, в любом случае, будут весьма неприятными как для школьника, так и для его родителей и школы в целом.

Но даже если следование всем вышеприведенным рекомендациям не привели к победе на первой олимпиаде – не стоит отчаиваться. Лучше попробовать еще раз. Такой фактор, как удача, тоже не стоит отбрасывать – это может включать настрой и внимательность педагога, проверяющего, тест, состояние школьника на тестировании и даже качество его письменных принадлежностей. Поэтому, проиграв один-два раза, опять же, не стоит бросать попытки победить и, рано или поздно, победить в олимпиаде удастся.

Способы оценивания олимпиадных заданий в начальной школе

Способы оценивания олимпиадных заданий в начальной школе разные. Какой же способ оценивания самый эффективный?

Скачать:

Вложение Размер
moy_blog.doc 32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиады в начальной школе

Отличительной особенностью школы является обязательное участие полных команд в интеллектуальных соревнованиях по общеобразовательным предметам школьного, районного, городского уровней.

Основными целями и задачами для организаторов проведения конкурсов знаний в этой связи являются:

  1. создание оптимальных условий для выявления одарённых и талантливых детей, их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации;
  2. пропаганда научных знаний и развитие у школьников интереса к научной деятельности;
  3. обязательный сравнительный анализ результатов участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах на разных уровнях;
  4. постоянная учебная работа с конкурсными заданиями, решение олимпиадных задач в процессе очной и заочной подготовки школьных команд;
  5. моральное и материальное стимулирование педагогов и учащихся к достижению высоких результатов выполнения заданий повышенной сложности.

Формы проведения интеллектуальных соревнований могут быть разнообразными: смотры знаний, интеллектуальные марафоны, КВН, викторины, конкурсы знатоков и т.д. Но наиболее эффективная форма работы — олимпиада.

Школьная олимпиада является первым этапом государственной олимпиады школьников Российской Федерации и включает в себя олимпиады по всем учебным предметам.

Участие в олимпиаде начальной школы является пропедевтикой участия в олимпиадах среднего и старшего возраста учеников.

Проведение олимпиад в начальной школе имеет большое воспитательное и обучающее значение. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени почувствовать в себе уверенность, служат развитию творческой инициативы ребят. Они являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, воображение и т.д.), вызывают интерес к процессу познания.

Но, вот способы оценивания олимпиадных заданий в общеобразовательных учреждениях разные.

1. При распределении призовых мест учитывать процент выполнения заданий, где каждое задание предварительно оценено в баллах

1 место – 100% — 75%

3 место – 64% — 60%

2. Оценивать олимпиадные задания можно по балльной системе: 1, 2, 3. Ставится 1 балл ученику, не справившемуся с большей частью задания; 2 балла обычно ставятся ученику, выполнившему верно половину задания; 3 балла заслуживает ученик, выполнивший всё задание верно. Как показывает практика, такая система оценивания достаточно легка при проверке результатов олимпиадных заданий, но она не позволяет выявить самого сообразительного учащегося, т.к. в ней не учитывается степень сложности самого задания.

3. Другая система оценивания – «рейтинговая», где самый высокий балл выставляется за задание, на которое дали правильный ответ наименьшее количество учащихся, и наоборот, наименьший балл получает задание, с которым справляются большинство учащихся данного возраста. Таким образом, «рейтинговая система» позволяет выявить не только самого сообразительного учащегося, но и отследить наиболее трудные для учеников задания. Но такое оценивание олимпиадных заданий применяют довольно редко.

Хотелось бы узнать, как в других городах оценивают олимпиадные задания у детей младшего школьного возраста.

Как принять участие в школьной олимпиаде

1. Как выбрать олимпиаду?

Выбрать подходящую олимпиаду вы можете с помощью сервиса на портале Olimpiada.ru: список олимпиад можно отфильтровать по предметам, классу и датам, выбрать дистанционные и командные соревнования. В карточке каждой олимпиады вы можете посмотреть ее краткое описание, рекомендации по подготовке, полезные ссылки и комментарии участников.

Читайте так же:  Займ на карту срочно без посещения

2. Где узнать подробнее об олимпиадах?

Олимпиад для школьников сегодня очень много: Московская олимпиада школьников, Всероссийская олимпиада школьников, международные олимпиады, перечневые олимпиады и многие другие. Они проводятся практически по всем предметам для абсолютно всех возрастных групп школьников. В некоторых из них принять участие могут и взрослые — но вне конкурса.

Форматы также разнообразные: есть очные олимпиады, онлайн-олимпиады, индивидуальные задания, командные турниры. Очные олимпиады проводятся в школах, вузах и даже музеях и парках.

Подробнее о каждой из них вы можете узнать на сайте соответствующей олимпиады и на портале olimpiada.ru.

Там можно узнать, как подготовиться к той или иной олимпиаде, как принять участие, где посмотреть результаты.

3. Зачем участвовать в олимпиадах?

Победители и призеры олимпиад могут рассчитывать на льготы при поступлении в вузы. Такое право могут давать дипломы, полученные на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников или олимпиадах из перечня Минобрнауки России.

Победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников могут:

  • поступить без экзаменов в любой вуз, для которого предмет олимпиады является профильным;
  • засчитать 100 баллов вместо результата ЕГЭ по предмету олимпиады при поступлении на непрофильные направления.

Диплом Всероссийской олимпиады действует в течение четырех лет, следующих за годом получения диплома. Вузы самостоятельно определяют соответствие профилей олимпиад направлениям подготовки.

Для победителей и призеров олимпиад из перечня также предусмотрены льготы при поступлении в вузы. Это:

  • поступление без экзаменов на специальность, для которой предмет олимпиады является профильным;
  • 100 баллов за дополнительное вступительное испытание;
  • 100 баллов за ЕГЭ.

Каждый вуз сам определяет, какие льготы предоставлять абитуриентам. Тип льготы зависит от уровня олимпиады в перечне и степени диплома — у победителей и призеров могут быть разные льготы.

Чтобы получить льготу за олимпиаду, нужно подтвердить диплом результатами ЕГЭ по соответствующему предмету. По умолчанию нужно набрать не менее 75 баллов, но вуз может устанавливать и более высокую планку.

Диплом олимпиады из перечня действует в течение четырех лет, следующих за годом получения диплома, но вузы имеют право ограничивать класс, в котором был получен диплом. Например, некоторые предоставляют льготы только тем, кто стал победителем или призером уже будучи выпускником, и не принимают дипломы за более младшие классы.

Олимпиады, не входящие в перечень, не дадут таких значимых льгот, как поступление без экзаменов или 100 баллов, но за успешное выступление на них вуз может добавить от одного до 10 дополнительных баллов за индивидуальные достижения.

Кроме того, за призовые места в некоторых олимпиадах можно получить выплаты до 1 миллиона рублей и президентский грант.

4. Как узнать результаты олимпиады?

Результаты каждого этапа олимпиады публикуются на ее сайте. Как правило, это происходит в течение 10–20 дней после ее окончания, но по некоторым олимпиадам результаты могут опубликовать и через несколько месяцев — уточните эту информацию у организаторов.

На mos.ru вы можете узнать результаты муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников (по любому предмету) и скачать свой отсканированный бланк с ответами.

5. Какие выплаты положены участникам олимпиад?

Всероссийская олимпиада школьников

За звание победителя заключительного этапа школьники, представлявшие Москву, могут получить 500 000 рублей; за звание призера — 300 000 рублей. Кроме того, все представлявшие Москву на заключительном этапе, за исключением тех, кто уже получил выплаты как победитель или призер, получают 100 000 рублей. Если школьник одновременно завоевал несколько званий победителя и/или призера, то выплаты он получит по двум лучшим результатам.

Международные олимпиады по общеобразовательным предметам, мировые чемпионаты по профессиональному мастерству WorldSkills и чемпионаты Европы по профессиональному мастерству EuroSkills:

Видео (кликните для воспроизведения).

Члены сборных команд РФ, представлявшие Москву, занявшие 1-е место и награжденные золотой медалью, могут получить по полтора миллиона рублей каждый; занявшие 2-ое место и получившие серебряную медаль — по миллиону рублей; занявшие 3-е место и получившие бронзовую медаль — по 500 000 рублей.

Другие олимпиады

Победители и призеры олимпиад (и других мероприятий), включенных в перечень, утвержденный Минпросвещения России от 24 июля 2019 года N 390, могут претендовать на грант Президента РФ, который составляет 20 000 рублей в месяц. Для этого они должны иметь российское гражданство и поступить на бюджет в вуз или колледж в течение 2 учебных лет после участия в олимпиаде. Подробнее о программе можно прочитать на сайте грантыпрезидента.рф.

Льготы для победителей олимпиад — 2019

Победа в различных интеллектуальных соревнованиях и конкурсах прежде всего дает старшеклассникам возможность поступить в вуз без результатов ЕГЭ. Победители и призеры олимпиад зачисляются в вузы досрочно, до начала двух основных этапов зачисления по общему конкурсу. Неудивительно, что тысячи российских старшеклассников ежегодно пробуют свои силы и участвуют в интеллектуальных соревнованиях в надежде проявить себя и получить диплом, а вместе с ним и заветное место на первом курсе выбранного учебного заведения. В последние годы олимпиадное движение набирает обороты: каждый ведущий российский университет проводит собственную олимпиаду, а в школах проводятся специальные олимпиадные факультативы и школьники массово участвуют в различных соревнованиях.

Первые этапы почти всех олимпиад стартуют в период с октября по январь, они проводятся как в очном, так и в дистанционном формате, заключительный этап — только очно. Школьники, хорошо заявившие о себе в отборочном туре, приглашаются к участию в финальных раундах. Получить льготы при поступлении в вузы можно, став победителем (дипломантом 1 степени) или призером (дипломантом 2 или 3 степени) финала Всероссийской олимпиады школьников, а также олимпиады из «Перечня Минобрнауки РФ». В России проводятся и другие соревнования, участвовать в них можно для общего развития и проверки знаний, но вузы не предоставляют льготы их победителям.

Всероссийская олимпиада школьников — самое главное соревнование для российских школьников и абитуриентов, планирующих штурмовать ведущие университеты. Победители и призеры заключительного этапа олимпиады имеют право быть зачисленными на профильный факультет любого вуза без вступительных экзаменов. Если победитель поступает на непрофильную специальность, по решению вуза ему могут зачесть 100 баллов за ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады.

Победители и призеры ВОШ, поступающие на профильные направления Победители и призеры ВОШ, поступающие на НЕпрофильные направления
Читайте так же:  Алименты и долг по кредиту
Зачисление в любой вуз без вступительных экзаменов. Подтверждать результат на ЕГЭ не требуется. 100 баллов за ЕГЭ по профильному предмету. Подтверждать результат на ЕГЭ не требуется.

Министерство высшего образования и науки каждый год утверждает «Перечень олимпиад школьников», которые также называют вузовскими олимпиадами, и их уровней. В «Перечень» на 2018-2019 учебный год вошли 76 соревнований. Победители и призеры этих олимпиад получат льготы при поступлении в вузы в текущем году. Все олимпиады в «Перечне» делятся по трем уровням с учетом качественных и количественных критериев: первый — самый высокий уровень, третий — самый низкий.

  • 1 уровень — в олимпиаде принимают участие школьники из 25 субъектов РФ и более; не менее 30% школьников из невыпускных классов; на заключительном этапе не менее 70% оригинальных творческих заданий, не менее 50% заданий высокого уровня сложности;
  • 2 уровень — в олимпиаде принимают участие школьники из 12 субъектов РФ, двух федеральных округов и более; не менее 25% школьников из невыпускных классов; на заключительном этапе не менее 50% оригинальных творческих заданий, не менее 40% заданий высокого уровня сложности;
  • 3 уровень — в олимпиаде принимают участие школьники из 6 субъектов РФ и более; не менее 20% школьников из невыпускных классов; на заключительном этапе не менее 30% оригинальных творческих заданий, не менее 30% заданий высокого уровня сложности.

Уровень присваивается отдельно по каждому предмету олимпиады. Так, например, в олимпиаде НИУ ВШЭ «Высшая проба» есть предметы всех уровней. От уровня олимпиады зависят льготы при поступлении в вуз. При выборе, в каких именно олимпиадах участвовать, школьник может руководствоваться простым правилом: чем выше «класс» олимпиады, тем больше вузов в случае победы готовы будут принять его на 1 курс на специальных условиях.

Победители и призеры олимпиад школьников, как правило, могут рассчитывать на следующие льготы:

Победители и призеры олимпиад I уровня Победители и призеры олимпиад II уровня Победители и призеры олимпиад III уровня
Зачисление на профильные направления без вступительных экзаменов*. Необходимо подтвердить результат на ЕГЭ (не менее 75 баллов по профильному предмету). Зачисление на профильные направления без вступительных экзаменов ИЛИ 100 баллов за ЕГЭ по профильному предмету*. Необходимо подтвердить результат на ЕГЭ (не менее 75 баллов по профильному предмету). 100 баллов за ЕГЭ по профильному предмету*. Необходимо подтвердить результат на ЕГЭ (не менее 75 баллов по профильному предмету).

*Решение о предоставлении льготы каждый вуз принимает самостоятельно

Какую именно из этих льгот получат победители олимпиад, каждый вуз решает самостоятельно. Льготы должны быть привязаны к уровням олимпиад и степеням дипломов и не могут относиться только к конкретным олимпиадам. Например, МГУ им. Ломоносова не может давать льготы только призерам своей олимпиады «Ломоносов», он должен определить одинаковые правила приема для победителей всех олимпиад 1 уровня. Иными словами, льготы, которые МГУ предоставит победителям своей олимпиады, будут действовать и для победителей других олимпиад такого же уровня. Но в прошлом году появилось нововведение — теперь каждый вуз может определить свой внутренний перечень олимпиад, призерам которых положены льготы. И ведущие университеты этим правом пользуются, отбирая в свой льготный список только топовые олимпиады.

Чтобы воспользоваться льготой, победители и призеры олимпиад школьников должны подтвердить свой олимпийский результат на ЕГЭ, набрав по профильному предмету не менее 75 баллов, однако вуз может установить и более высокий минимум. Так, например, абитуриенты, поступающие в НИУ ВШЭ на образовательную программу «Физика», должны были подтвердить свой олимпийский результат 85 баллами на ЕГЭ.

Увидеть Париж… и увезти золото. Интервью с победителями Международной химической олимпиады

В конце июля в Париже прошла 51-я Международная химическая олимпиада. Она стала рекордной по числу участников: 309 школьников из более чем 80 стран. Сборная России завоевала четыре золотые медали и в общем зачете поделила первое и второе место с командой из Кореи.

Все члены российской сборной уехали с золотыми медалями. Mos.ru побеседовал с двумя победителями, выпускниками московских школ Даниилом Бардоновым и Алексеем Шишкиным. Они рассказали, как готовились к олимпиаде, переживали аномальную жару и какие планы строят на будущее.

Даниил Бардонов: После международных олимпиад всегда появляются новые знакомые

17 лет, выпускник школы № 179

— На Всероссийской олимпиаде я занял одно из «верхних» мест, после чего меня позвали на летние сборы на химфак Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Там мы две недели занимались, в конце была олимпиада, по формату приближенная к международной. Там я занял третье место и попал в сборную России на Международной химической олимпиаде.

Теоретический тур международки состоял из девяти задач и примерно ста вопросов по всем основным разделам химии. Например, нужно было расшифровать цепочки превращений в синтезе лекарственного препарата, проанализировать механизм действия молекулярных наномашин, изучить сопряжение в молекуле бутадиена методами квантовой механики, сравнить электрохимический и фотохимический методы разложения воды и подобрать катализаторы для этого разложения и так далее. Также была так называемая «угадайка», где есть качественное описание веществ и некоторые числовые данные, и на их основании нужно догадаться, что за вещества представлены. То есть ты скорее угадываешь, чем считаешь.

Мой результат в личном зачете — золотая медаль и 17-е место. Все члены российской команды набрали больше 90 баллов. Мы готовились к чему-то более сложному, но менее объемному — на сборах химфака МГУ задания были меньше, но труднее.

Я впервые был в Париже. Запомнилась обзорная экскурсия по городу при температуре выше 40 градусов, а еще пикник в окрестностях Версаля на берегу пруда. Экскурсионная программа была для всех команд, поэтому появились новые знакомства с зарубежными «коллегами». Мы много общались с ребятами из белорусской, таджикистанской, эстонской и пакистанской команд. Вообще после международных олимпиад всегда появляются новые знакомые, с некоторыми общаемся уже достаточно долго. Например, в прошлом году познакомился с ребятами с Украины, и общаемся до сих пор.

Поступил я на химический факультет Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Химией увлекся в восьмом классе. Сначала предмет мне давался нелегко, я многого не понимал, поэтому мама записала меня к репетитору. Мы решали нестандартные задачи, становилось все интереснее, и постепенно я увлекся. В девятом классе пошел в школе на занятия по подготовке к олимпиадам, попал на школьный этап олимпиады, а затем — муниципальный, региональный и всероссийский.

Читайте так же:  Стоит ли брать займ под залог птс

Из других интересов — увлекаюсь оригами, модой, дизайном, пауэрлифтингом и литературой. Среди любимых писателей — Людмила Улицкая, Виктор Пелевин и Курт Воннегут. После вуза, скорее всего, буду заниматься прикладной наукой, в какой-то химической компании, но пока не знаю, чем конкретно.

Алексей Шишкин: Важно было поддерживать физическую форму во время подготовки

17 лет, выпускник школы № 1589

— Чтобы попасть на Международную химическую олимпиаду, нужно было пройти отборочные этапы, в частности Всероссийскую олимпиаду. Я стал победителем заключительного этапа. Сборы перед международной олимпиадой проходили на базе химфака МГУ. Там мы ставили эксперименты и решали теоретические задания. Но все же основная подготовка лично у меня проходила самостоятельно. Я работал с заданиями предыдущих международных олимпиад и решал примеры из разных задачников, тренировался делать все быстрее и аккуратнее. А еще важно было следить за физической формой во время подготовки. Я, например, бегаю. Если не поддерживаешь тело, то и голова начинает работать хуже.

Международная олимпиада, как всегда, состояла из двух туров — теоретического и практического, по пять часов каждый. В практическом туре мы проводили «зеленый» синтез и очистку органического вещества, а еще анализировали французское вино на содержание железа и диоксида серы. Задачи про вино отражали специфику страны, так часто бывает на Международных химических олимпиадах. Например, в Средней Азии, где хорошо развито сельскохозяйственное производство, дают задания на анализ удобрений.

Задания были не очень сложными, но их было много. В практической части условие занимало 30 страниц. А теория в этом году оказалась, наверное, самой длинной за всю историю проведения олимпиады: она занимала 63 страницы. До этого рекорд поставили на олимпиаде в Таиланде — 58 страниц. Но это нормальная тенденция: условия международных состязаний с каждым годом увеличиваются, потому что школьники постоянно прогрессируют.

Это была моя первая поездка в Париж, мы провели там 10 дней. Застали аномальную жару. Например, во время экспериментального тура мы работали пять часов при температуре около 35 градусов. Экскурсионная программа тоже проходила в непростых условиях: воздух прогревался до 42 градусов. Даже не знаю, что было сложнее — решить задачи или осмотреть достопримечательности.

Основными соперниками традиционно были азиатские страны: Китай и Корея. С корейцами мы поделили в медальном зачете первое и второе место — у нас и у них четыре золота. У меня 18-е место в личном зачете, золотая медаль. Всего в этом году вручили 37 золотых наград.

В крупных олимпиадах по химии я участвую с девятого класса. Тогда впервые стал победителем Всероссийской олимпиады. Еще я участвую в олимпиадах по физике, в этом году на международной олимпиаде получил золотую медаль. Благодаря своим результатам я без экзаменов поступил на факультет общей прикладной физики в Московский физико-технический институт. Но это не значит, что между химией и физикой я выбрал физику — окончательное решение еще впереди. Я однозначно буду заниматься наукой и думаю, что так или иначе останусь связан с химией.

Лайфхак: как быть олимпиадником

«Первое, что нужно понимать, готовясь к „Всеросу“, — невозможно к нему подготовиться. Если хотите покорить олимпиаду, как будто глотая горькую пилюлю, через силу, ради поступления — подумайте о том, что проще и быстрее подготовиться к ЕГЭ на 100 баллов.

Живите хорошо, любите то, чем занимаетесь, занимайтесь тем, что любите — и если это позволит вам пройти на „Всерос“ — прекрасно! Участвуйте в олимпиадном движении, если вам это нравится, если нет — не участвуйте. Свою эффективность перед турами можно повышать по правилу предпоследней ночи (не говорите тренерам команд, что я советую такое). Предпоследнюю ночь и последний день перед этапами стоит провести в священной медитации над конспектами и учебниками, дабы вспомнить все, что вы знаете, и выучить что-то еще. Формула „перед смертью не надышишься“ для меня никогда не работала. Но в последнюю ночь нужно долго и крепко спать.

Если вы все же решили прикладывать значительные усилия каждый день, потому что получаете удовольствие от процесса познания, то не забывайте гулять, есть шоколад, гладить котов, не спать по ночам из-за человека N и все такое прочее. И последнее. Утро перед туром стоит потратить на глупые шутки или игры в Candy crush».

«Чтобы стать победителем „Всероса“ по экономике, нужно много трудиться в течение года, иметь неплохую базу по математике и поймать удачу (или что-то другое, не зависящее от знаний человека). Будущим участникам я советую меньше нервничать (из-за этой проблемы многие сильные школьники не получают свои заслуженные дипломы), а также настраиваться на второй тур, независимо от ощущений от написания первого. Шансы есть всегда.

Советую прорешать по возможности все ведущие олимпиады по экономике. Если уделять этому много времени, можно все успеть за один год. При этом самые актуальные задачи нужно решать на время и стараться все оформлять по правилам. Также рекомендую участвовать в выездных школах, они очень сильно „прокачивают“ знания и позволяют сравнить себя с конкурентами, а также найти новых друзей. Особенно рекомендую ВЭШ — выездную экономическую школу, сам я там был за два года шесть раз. Она мне очень сильно помогла.

На пик формы надо выводить себя постепенно. Я знаю единственный метод — оставить все самые сложные и актуальные олимпиады на два последних месяца перед „Всеросом“ и за этот период их все прорешать. Это помогает структурировать знания и настроиться на формат. Отдыхать тоже обязательно надо. Я отдыхал в основном с помощью общения в соцсетях и телефонных разговоров с друзьями, однако также важно гулять и заниматься спортом».

«Мне кажется, чтобы выиграть „Всерос“, быть гением совсем не обязательно. Главное — действительно быть увлеченным предметом и упорно работать, четко представляя, чего ты хочешь. И, конечно, получать от процесса подготовки удовольствие, иначе он превратится в пытку.

Во время подготовки нужно рассчитать свои силы на длительное временя, не забывать о сне и здоровье в целом. Иногда стоит переключаться на другие предметы, просто отдыхать с семьей или друзьями. Перед этапами, мне кажется, очень важно правильно настроиться: позитивно мыслить, не корить себя за маленькие ошибки».

Читайте так же:  Как рассчитывают график платежей по кредиту

«Олимпиады — это, прежде всего, спорт, так что важную роль играют и врожденные способности, и навыки, полученные при тренировках. Конечно, гению будет гораздо проще подготовиться и победить. Особенно это заметно на олимпиадах по математике и физике, где решающую роль играет сообразительность, а не накопленные знания. Для хороших результатов по экономике, на мой взгляд, достаточно обладать техническим складом ума и уметь учиться.

Для успешной подготовки важно соблюдать баланс между „нарешиванием“ задач и изучением теории. После пройденной темы лучше решить несколько несложных задач, чтобы закрепить материал. Также полезно регулярно проверять себя на „слабые места“. Если устал, лучше не браться за теорию и сразу перейти к задачам (а то возникнет иллюзия понимания, но знания вряд ли хорошо отложатся в голове). Стресс и недосып довольно сильно мешают обучению, так что при их наличии лучше сделать перерыв. Интенсивный период подготовки стоит прекратить за несколько дней до олимпиады и в оставшееся время — отдохнуть от задач, стараясь не забыть теорию. С этим мне помогло составление „читшита“: он почти не пригодился на турах, зато для подготовки оказался незаменим.

Перед туром я старался избежать волнения, размышляя об отвлеченных вещах, а в последние минуты перед началом — разозлиться, чтобы прийти в боевую готовность и сразу начать решать в максимальном темпе».

«Олимпиада, выигранная честно, — это всегда кропотливая работа. Конечно, это варьируется от предмета к предмету, но тем не менее про какие-либо социальные связи на эти шесть месяцев подготовки придется забыть. Смиритесь с тем, что вы почти не будете видеться с друзьями, ходить в кино, гулять, ведь все силы должны быть брошены на подготовку. О школе вам тоже скорее всего придется забыть. Подумайте сами: многие школьные предметы могут и не пригодиться в дальнейшей жизни, а вот победа на олимпиаде проложит вам дорогу в лучшие вузы страны. С другой стороны, не стоит совсем уж убиваться — в плане подготовки к олимпиаде вам это не поможет. Конечно, вы должны выделить под подготовку максимальный объем времени, но все равно старайтесь спать хорошо. Сон — это очень важно, без него вы не сможете запомнить никакую информацию. Конечно, есть ситуации, когда требуется что-то срочно выучить или сделать, тогда на помощь приходит тот же кофе. Тем не менее всегда стоит уделять сну достаточное время, без него вы олимпиаду, скорее всего, не выиграете.

Также стоит по максимуму удалить со своего телефона все, что отвлекает внимание — в первую очередь, тот же Instagram, уж там-то ничего полезного для вашей подготовки точно нет. Отпишитесь от всех развлекательных пабликов, оставьте только те, что способствуют подготовке. Раньше вы ехали в автобусе и листали ленту — теперь вы будете листать какой-нибудь полезный материал по вашему предмету. Конечно, для подготовки нужна сила воли, но что вы собираетесь вообще без нее делать на олимпиаде?»

«Победа на „Всеросе“ — это, в первую очередь, победа над собой, своими страхами и слабостями. Перед каждым туром тренер нашей команды, Владимир Владимирович Сперантов, говорил, что самое главное — это свобода. Готовность выбрать нестандартный путь, необычное решение. Свобода, с одной стороны, и умение собраться, с другой — таков, на мой взгляд, секрет успеха.

Во время олимпиады важно не зацикливаться только на заданиях. Провести время с новыми знакомыми, сходить в супермаркет за „Дошираком“ вместо еды в столовой, съездить на экскурсию в Зоологический музей или сходить в театр — все это помогает отвлечься от мыслей о своих результатах и быть более спокойным перед следующим туром».

«Хочу дать несколько советов по подготовке: стоит чередовать виды деятельности (например, теорию с решением задач), не забывать о физкультуре: спорт хорошо помогает мозгу, мышлению. Лично я один день перед олимпиадой отдыхаю и уже ничего не учу, это тоже спортивная тактика. Также я отключаю интернет, чтобы лучше концентрировать внимание.

На сборах мы отдыхали между занятиями так: играли в шляпу, в мафию, просто общались, гуляли по территории. Однако не стоит сидеть или играть до 12 часов ночи, до часу и так далее, особенно перед туром: очень важно выспаться; у каждого человека личная норма сна (например, у меня — восемь часов), и ее желательно выполнить. Конечно, участие в олимпиаде сопряжено с нервным напряжением и стрессом.

Из личного опыта: если задание не получается, лучше его оставить, никто за это не накажет. Если не успеваешь, нужно писать самое основное (так у меня было), причем сначала лучше сделать самые „весомые“ (по баллам) задания. Если вы ничего не получили, не стоит унывать, свет не сходится клином на „Всеросе“. У кого-то получаются эти задания, а у кого-то — совсем другие, не менее сложные и интересные».

«Если вы планируете выиграть Всероссийскую олимпиаду школьников, главное — быть готовым к объемной работе и не сдаваться. Для этого совершенно необязательно быть гением, но некоторым людям, чтобы достичь определенного результата, необходимо потратить больше усилий, чем другим.

Видео (кликните для воспроизведения).

Лично для меня наиболее интенсивный этап подготовки пришелся на февраль — первую половину марта. В этот период я занималась действительно много. Но ни в коем случае не стоит себя мучать! Если вы чувствуете, что устали и не готовы больше заниматься — отдохните, сходите погулять, посмотрите фильм, встретьтесь с друзьями. Высыпайтесь нормально, усталый и больной организм не будет давать вам учиться настолько эффективно, насколько вы можете. За пару недель до олимпиады стоит прекратить интенсивную подготовку и просто отдохнуть. Наберитесь сил, отвлекитесь на что-нибудь другое. Конечно, уделять по часу в день предмету может быть полезно, но не более того. Мне кажется, что, действуя таким образом, к началу олимпиады вы будете как раз на пике своих возможностей».

Как занять 1 место на олимпиаде
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here