Государственный внешний долг как форма международного кредита

Что такое государственный кредит простыми словами?

Государственным кредитом называется совокупность финансово-материальных отношений, в которых одной из сторон выступает государство, а второй — физическое или юридическое лицо, международные компании или другая страна. Кредитование является неотъемлемой частью финансовой структуры.

Особенности кредитования

Сущность абсолютно идентична стандартному кредиту, хоть и есть важные особенности:

  1. Государство не обязано указывать причину, по которой требуется заключение кредитного соглашения.
  2. Основной целью кредитования является восполнение дефицита бюджета.
  3. Управление денежным обязательством осуществляется правительственным органом.
  4. Заем обеспечивается всем имуществом, принадлежащим государству.
  5. Доходы от данной формы кредитования занимают вторую строчку после налогов для финансирования экономической, социальной и политической деятельности страны.

Предоставление заемных средств осуществляется на добровольной основе.

Какие функции выполняет государственный кредит?

  1. Перераспределение финансов с учетом текущих потребностей экономики.
  2. Регулирование денежного потока и процентных ставок внутри страны за счет большого объема сделок.
  3. Контроль государственного бюджета, который осуществляется представителями власти.

Государственный кредит является важной частью экономики страны, без которой невозможно быстрое и стабильное экономическое развитие. При этом сумма государственного долга является показателем не слабой экономики, а высокого кредитного рейтинга страны.

Основные виды

Ключевые формы кредитования:

  1. Централизованные займы подразумевают выпуск ценных бумаг (облигации) федеральным государственным органом.
  2. Децентрализованные находятся в руководстве местных органов самоуправления и муниципалитетов.

По географическому признаку выделяются:

  • внешние кредиты (займы у иностранных государств);
  • внутренние (реализация ценных бумаг в пределах страны).

Дополнительно выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты.

Условия получения

Важнейшими параметрами предоставления заемных средств являются:

  1. Длительность — один из основных пунктов. Определяется исходя из суммы, экономических возможностей заемщика и других факторов. В среднем составляет 5-10 лет.
  2. Обязательства сторон прописываются в рамках обоюдной договоренности.
  3. Размер и периодичность внесения платежей. При наличии штрафных санкций информация тоже прописывается в договоре.
  4. Процентная ставка устанавливается на определенном уровне и не меняется в течение действия соглашения.

В целом суть не отличается от стандартного понятия «кредит». Основное отличие в масштабах.

Принципы функционирования государственного кредита

В основу финансовых отношений заложена необходимость соблюдения интересов всех участвующих сторон. Ключевыми принципами, характерными для госкредита являются:

  • добровольность;
  • возмездность (необходимость возврата с процентами);
  • целевая направленность (кредит берется для решения определенных задач);
  • обеспеченность всем имуществом, принадлежащим государству;
  • срочность (период погашения);
  • возвратность (обязательство вернуть заемные средства).

Соблюдение данных принципов является основным преимуществом, которым обладает данная форма кредитования. Они делают государственный заем выгодным вложением для кредитора и целесообразным для заемщика.

Плюсы и минусы

Преимущества государственного кредита:

  • возможность регулирования финансовых потоков внутри страны;
  • пополнение федерального, регионального или муниципального бюджета без дополнительной эмиссии средств;
  • укрепление взаимоотношений между странами при получении или предоставлении внешнего займа;
  • возможность развивать экономику государства без изъятия средств из бюджета.

Несмотря на большое количество плюсов, есть и недостатки:

  • рост производственных расходов, из-за необходимости компенсировать проценты по займу;
  • если экономика страны не справляется с погашением долгового обязательства, возможно повышение налоговой нагрузки.

Увеличение налоговых сборов негативно сказывается на развитии предпринимательства в стране, что в свою очередь отрицательно влияет на общую экономическую ситуацию. Чтобы государственный кредит не привел к ухудшению благосостояния населения, необходимо тщательно анализировать нюансы перед оформлением займа, правильно рассчитать возможности экономики для погашения долга.

Международный государственный кредит, его формы

Международный кредит — это займы, предоставляемые госу­дарствами, банками, а также другими юридическими и физическими лицами одних стран, государствам, банкам и иным юриди­ческим и физическим лицам других стран.

В связи с развитием внешнеэкономических связей все более значитель­ное место в сфере международного кредита занимают международные валютно — кредитные организации: Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции и Развития (Всемирный банк) и его организации — Международная Ассоциация Развития (МАР), Международ­ная финансовая корпорация, Многостороннее Агентство по гарантии ин­вестиций (МИГА), Европейский банк реконструкции и развития и другие. МВФ содействует международной торговле и валютному сотрудничеству путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, устранения валютных ограничений среди стран-участ­ниц, предоставление им средств для регулирования платежных балансов. Всемирный банк и его организации поддерживают экономическое разви­тие стран посредством оказания им технической помощи и финансирова­ния проектов, способных реализовать экономический потенциал стран.

Международный государственный кредит представляет собой движение материальных ресурсов стран в сфере международных экономических отношений, представляемых в товарной и денеж­ной формах во временное пользование за определенную плату-процент, на условиях возвратности. Субъектами кредита выступа­ют страны в лице государственных уполномоченных органов.

По своей сущности международный кредит является одним из средств обеспечения расширенного воспроизводства, в ряде случаев — средствомоказания экономической помощи развивающимся странам.

Необходимость международного кредита определяется всей совокупностью экономических законов.

Развитие международного кредита обусловлено следующими факто­рами:

1) углублением международного разделения труда и экономической интеграцией;

2) специализацией, кооперированием производства;

3) неодинаковой обеспеченностью стран природными ресурсами и рабочей силой;

4) необходимостью преодоления неравномерности экономического
развития отдельных стран;

5) необходимостью оказания экономической помощи развивающимся

6) торгово-экономическим сотрудничеством развивающихся стран с развитыми странами.

Кредитные ресурсы государства для предоставления международного кредита состоят из:

1) средств государственных бюджетов, относящихся к фондам накопления;

2) коллективных ссудных фондов (собственные и привлеченные средства национальных и международных банков);

Читайте так же:  Займы онлайн на контакт без проверок срочно

3) средств государственных предприятий и организаций (при предоставлении коммерческих кредитов).

Международный кредит в денежной форме предоставляется в национальных валютах и свободно конвертируемых валютах.

Функцией международного кредита является перераспре­деление товарных и денежных ресурсов государств в процессе их внешнеэкономической деятельности на условиях прочности, платности и возвратности.

Использование международного кредита способствует уско­рению развития экономики, процессу выравнивания уровней эко­номического развития, росту внешней торговли, ускорению эко­номической интеграции.

Договоренность между сторонами в международном государственном кредите оформляется обычно как кредитные линии — обязательства кредитора (донора) предоставлять заемщику (ре­ципиенту) в течение обусловленного периода кредиты в пределах согласованного лимита. В рамках открытых кредитных линий за­ключаются отдельные кредитные соглашения на основе которых предоставляются ссуды сериями — траншами. Использование формы кредитных линий позволяет достичь устойчивости и на­дежности в кредитных отношениях как для заемщика, так и кре­дитора при изменении конъюнктуры на мировом рынке ссудных капиталов.

Основной формой международного кредита являются внеш­ние займы, при которых имеет место передача заимодателем за­емщику обусловленной суммы денежных средств (либо товаров или услуг на эту сумму) на срок по истечении которого заемщик обязуется возвратить кредитору с процентами (иногда без них)взятую сумму. Заемные средства используются для осущест­вления внешнеторговых сделок или для содействия экспорту и импорту — кредитования внешней торговли. При кредитовании внешней торговли предоставление, использование и погашение кредитов предусматривается в соответствующих программах ибюджетах стран, что позволяет им полностью и беспрепятствен­но выполнять свои обязательства.

В формах международного кредита выделяется официальная помощь развитию, предоставляемая с целью поддержки эконо­мического развития зарубежными правительственными или мно­госторонними организациями МБРР, ЕБРР, АБР). Цели предо­ставления помощи носят некоммерческий характер, в отличие от займов, предоставляемых на рыночных условиях, то есть много­сторонние валютно-кредитные организации не стремятся мак­симизировать свои прибыли, а финансируют те сферы, которые могут обеспечить структурные преобразования и экономический рост страны. Например, кредиты МВФ предоставлены Казахста­ну на программы макроэкономической стабилизации и структур­ных реформ, поддержание курса тенге, что является одним из условий поступления в страну займов других международных организаций.

В практике международных экономических отношений при­меняется также форма экспортных или «связанных кредитов». Предоставление таких кредитов «связывается» с поставками в страну — заемщик конкретных товаров, под закупку которых предоставляется кредит. Обычно связанные кредиты предостав­ляются на льготных условиях, что вызывается необходимостью продвижения товаров с недостаточным спросом в собственной стране на рынки других стран.

Использование экспортных кредитов имеет то последствие, что они воздействуют на торговый баланс страны. За счет допол­нительного финансирования увеличивается импорт, что может вызвать или увеличить дефицит торгового баланса. Кроме того, экспортные кредиты отрицательно воздействуют на экономиче­ский рост в стране-реципиенте, поскольку, во-первых, соответ­ствующие средства могли бы быть вложены в производственную сферу и в будущем приносить доход вместо моментного удовлет­ворения текущих потребностей; во-вторых, импортируемые това­ры, как более качественные и дешевые, втесняют отечественные или подавляют их производство.

В современных условиях при закупках оборудования, матери­алов, продовольствия в развитых странах внешнеторговые орга­низации и внешнеэкономический банк используют банковские и коммерческие кредиты, получаемые от банков и фирм этих стран на основе контрактов и соглашений, в том числе компен­сационных соглашений. Компенсационные соглашения — это вид внешнеторговых соглашений, при которых покупатель товараоплачивает его стоимость поставками других товаров. Компенса­ционные соглашения предусматривают, как правило, получение от иностранных банков долгосрочных кредитов, за счет которых инофирмам оплачиваются приобретаемые у них товары для со­оружения определенного объекта. Возмещение стоимости по­ставок производится за счет экспорта продукции сооруженных объектов, в объеме, полностью покрывающем сумму предостав­ленного кредита, включая проценты.

Целями государственных внешних займов являются финан­сирование дефицита республиканского бюджета и поддержа­ние платежного баланса. Средства, полученные по внешним займам правительством, зачисляются в республиканский бюд­жет и используются в порядке исполнения бюджета, а получен­ные Национальным Банком используются на цели реализации денежно-кредитной политики. Эти средства, в зависимости отцелевого назначения, могут направляться непосредственно для безвозмездного использования или предоставляться на возврат­ной основе внутренним (конечным) заемщиком. Безвозмездное использование осуществляется путем бюджетного расходова­ния (ассигнования) или использования средств Национальным Банком. Средства для внутренних (конечных) заемщиков предо­ставляются по кредитным договорам, заимодателем, по которым выступает Правительство или Национальный Банк. Контроль за целевым использованием заемных средств осуществляется за­имодателем согласно законодательству и кредитному договору, а при несоблюдении оговоренных условий, применяются соот­ветствующие санкции.

В последние годы Казахстан получил значительные кредиты за рубежом. Поэтому рациональное, экономное расходование валютных средств приобретает первостепенное значение. Они должны использоваться, в первую очередь, для создания и ре­конструкции хозяйствующих субъектов, производящих товары потребительского назначения и развития приоритетных произ­водств, то есть с учетом структурной политики, намеченной дляоздоровления экономики.

4. Понятие государственного долга, его виды. Управление государственного долга.

Развитие государственного кредита в стране вызывает одновременно прирост государственного долга.

Государственный долг — сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным государственным займам, включая начисленные по ним проценты. В зависимости от рынка размещения валюты займа и других характеристик государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.

Под управлением государственным долгом понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта, а также совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка ценных бумаг, предоставление кредитов и гарантий.

Читайте так же:  Займ учредителю как правильно оформить

В процессе управления государственным долгом решаются задачи минимизации стоимости долга для заемщика и недопущения переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса.

Управление государственным долгом включает такие методы как: рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций, отсрочка погашения займа, отказ (аннулирование) государственного долга.

· Рефинансирование — погашение имеющейся задолженности за счет выпуска нового займа.

· Конверсия — изменение условий ранее выпущенного займа по доходности как в меньшую сторону, так и в большую. В первом случае правительство поступает при значительных расходах по долгу, во втором – при наличии инфляции или с целью усиления заинтересованности населения в приобретении облигаций займа.

· Консолидация — изменения первоначальных займов по срокам — с их продлением или сокращением.

· Унификация — объединение нескольких займов, в один.

· Обмен облигаций по регрессивному соотношению — проводится в случае дефляции национальной денежной единицы.

· Отсрочка погашения займов — применяется при значительной государственной задолженности, когда правительство объявляет о перенесении сроков погашения займов и выплаты доходов по ним на более поздние сроки.

· Отказ от уплаты государственного долга — происходит при смене политического режима в стране и непризнании нового правительства выполнять прежние обязательства по причинам их неправомерности.

Перечисленные методы управления государственным долгом, могут применяться в различных сочетаниях одновременно.

Государство, выполняя свои функции управления экономикой, подключает все имеющиеся возможности для снижения объема долга. Этот процесс называется управлением государственным долгом. Эффективное заимствование, оптимизация стоимости обслуживания государственного кредита, проблемы платежного баланса страны, дефицитность государственного бюджета, темпы инфляции — в совокупности выступают самыми определяющими объектами управления в каждой стране. Невыполнение обязательств по погашению долга снижает доверие к правительству. Следовательно обслуживание государственного долга — это способность к совокупной выплате основной суммы долга, процентов, комиссионных штрафов по государственному долгу за определенный период.

Законодательно каждая страна устанавливает лимит государственного долга. К примеру лимит государственного долга Республики Казахстан представляет фиксированную сумму, получаемых правительством республики на внутреннем и внешнем рынков заемного капитала, включая все непогашенные в срок займы. Эта сумма ежегодно утверждается в республиканском бюджете и на конец финансового года долг не должен быть превышен. При превышении суммы государственного долга по лимиту можно говорить о наличии множества негативных факторов в сфере экономики и управлении государством.

Наиболее внимательно следует познать характер внешнего государственного долга с выяснением причин роста обязательств по отношению к иностранным кредиторам, когда государство не погашает в установленные сроки сумму погашаемого долга. При наличии внешнего государственного долга в мировой практике существуют границы долга, которые каждая страна устанавливает для себя и регулирует объем финансовых обязательств. Установлено, что превышение коэффициента обслуживания долга свыше 25 %, становится критически для страны — должника перед кредиторами и мировым сообществом. По государственному внешнему заимствованию объем привлекаемых займов не должен превышать 50 % чистых золотовалютных резервов Национального банка Республики Казахстан и это как граница государственного долга.

Внешний государственный долг подразделяется на:

1. гарантированный государством внешний долг;

2. не гарантированный государством (негосударственный) внешний долг.

Рост государственного долга тесно связан с макроэкономической нестабильностью. Привлечение иностранного капитала и валютных ресурсов требует эффективного использования этих источников, умение вернуть свой долг с процентами. При несогласованных действиях правительства, нарушений государственных законов в сфере финансовой, валютной, инвестиционной политики, неправильном соотношении экспорта и импорта происходит дисбаланс в экономике страны, потеря постоянных источников экономического роста, что в конечном счете приводит к внешним заимствованиям и росту государственного долга.

Современный этап управления экономикой и государством требует от казахстанского правительства принятия эффективных решений с предотвращением не

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Государственный и международный кредит

[Государственный кредит.

Государственный кредит

представляет собой совокупность финансово-кредитных отношений по поводу:

· привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий, организаций и банков с целью покрытия бюджетного дефицита или для дополнительного финансирования потребностей общества сверх текущих возможностей государства (министерство финансов, финансовые органы субъектов, местные органы власти)

· по поводу предоставления денежных средств на условиях возвратности, срочности, платности.

· по поводу предоставления государственных гарантий, считающихся потенциальным государственным долгом.

представляет собой кредитные отношения между государством, ЦБ, коммерческими банками, населением, предприятиями, организациями одной страны и этими же экономическими субъектами другой стороны.]

30. Спрос на деньги: понятие, субъекты и сферы ден.спроса.
Спрос на деньги выражается долей совокупного дохода эк.агента, который последний хочет держать в денежной форме, исходя из определенных мотивов. Субъекты, предоставляющие спрос на деньги: производственный сектор, сектор дх, сектор обществ.финансов (гос.сектор)1+2=воспроизводственный сектор. Виды ден.спроса, выделяемые в соответствии со сферами функционирования денег: 1. спрос для осущ. потребительских расходов 2. для покупки товаров инвест.хар-ра(сфера транзакций производственного сектора для покупки основного и оборотного капитала) 3. для формирования сбережений 4. для финансовых спекуляций (для извлечения доходов от операций с ЦБ, валютой и другими фин.активами). Мотивы к предъявлению спроса на деньги: 1.транзакционные. реализуются в сфере потребительских и производственных транзакций. 2. мотив предосторожности. Во всех сферах, но более в сфере формирования сбережений. 3. спекулятивный. В сере фин.спекуляций

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8771 —

| 8298 — или читать все.
Читайте так же:  Расчет выплаты кредита по процентной ставке

Международный государственный кредит

2.7 Внешний долг России в системе международной задолженности

Внешний долг является важнейшей характеристикой экономики долгового типа, имеющей не только экономическое, но и большое геополитическое и социальной значение. Для такой экономики характерно отвлечение значительной части создаваемого богатства на выплаты по обслуживанию внешнего долга.

Заключение

Кредит играет особую роль в экономике: он не только обеспечивает непрерывность производства, но и ускоряет его. Кредит содействует экономии издержек обращения. Это достигается за счёт: а) сокращения расходов но изготовлению, выпуску, учёту и хранению денежных знаков, ибо значит, часть наличных денег оказывается ненужной; б) ускорения обращения денежных средств, многократного использования свободных денежных средств; в) сокращения резервных фондов.

Роль кредита в различных фазах экономического цикла не одинакова. В условиях экономического подъема, достаточной экономической стабильности кредит выступает фактором роста.

Перераспределяя огромные денежные и товарные массы, кредит питает предприятия дополнительными ресурсами. Его негативное воздействие может, однако, проявиться в условиях перепроизводства товаров.

Особенно заметно такое воздействие в условиях инфляции. Новые платежные средств, входящие посредством кредита в оборот, увеличивают и без того избыточную массу денег, необходимых для обращения.

Кредит вне зависимости от своей социальной стороны выполняет определенные функции, такие как регулирование объема совокупного денежного оборота, перераспределение денежных средств на условиях их последующего возврата, аккумуляция временно свободных денежных средств.

На рынке реализуются в основном следующие формы кредита: а) коммерческий; б) банковский; в) потребительский; г) ростовщический; д) государственный; е) международный.

Они отличаются друг от друга составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента, сферой функционирования и т. д.

Список используемой литературы

1. Абрамова М. А., Александрова Л. С. Финансы, денежное обращение и

2. Бредихина С.А. Бухгалтерский и налоговый учет кредитов и займов.– М.: Вершина, 2003г. – 342 с.

3. Драбазнина Л. А., Окунева Л. П., Андросова Л. Д. и др. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: ЮНИТИ, 2001.

4. Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004 г. – 479 с.

5. Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита. М.: ЮНИТИ, 2002 г.,423 с.

6. Трошин А. Н., Фомкина В. И. Финансы, денежное обращение и кредит.– М., 2005.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8771 —

| 8298 — или читать все.

43. Международный кредит и мировой кризис задолженности. Проблемы внешнего долга России

Международный кредит — движение капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением товарных и валютных ресурсов.

Принципы международного кредита: возвратность, срочность, платность, обеспеченность и целевой характер.

Кредиторами могут быть частные предприниматели и банки, приобретающие займы, международные финансово-кредитные организации.

Функции международного кредита:

обеспечивает перераспределение финансовых и материальных ресурсов между странами, позволяя использовать их с большей эффективностью или удовлетворять наиболее острые потребности в заемных средствах;

усиливает процесс накопления в рамках всего мирового хозяйства, направляя временно свободные денежные средства одних стран на финансирование капиталовложений в других;

ускоряет процесс реализации во всемирном масштабе.

По своему целевому назначению международные кредиты подразделяются на связанные и финансовые.

Связанные кредиты имеют строго целевой характер, закрепленный в кредитном соглашении (коммерческие кредиты, инвестиционные).

Видео (кликните для воспроизведения).

С точки зрения формы предоставления, различают товарные и валютные кредиты.

По срокам международные кредиты делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Особой разновидностью международного кредита является эмиссия облигаций, акций и других ценных бумаг на международном рынке капитала.

Наиболее распространенным видом финансового кредита в настоящее время являются синдицированные еврокредиты, источником которых являются ресурсы евровалютного рынка.

Еврорынок – рынок, на котором депозитные и ссудные операции проводятся в евровалюте.

Евровалюта – это национальная валюта, которая переводится на счет в иностранный банк и используется последним для кредитных операций в любой стране. Появился еврорынок как реакция на отсутствие мировой валюты в условиях интернационализации хозяйственной жизни.

Основными участниками рынка еврокредитов выступают государственные органы, государственные предприятия, ТНК, ТНБ, международные кредитно-финансовые институты.

На еврорынке предоставляются кредиты на различных условиях:

по твердой процентной ставке;

по плавающей ставке (ролловерные кредиты);

В центре проблемы мировой задолженности традиционно находится вопрос о долгах развивающихся стран. Общая задолженность -1,5 трлн. долл.

Возрастание выплат по международной задолженности значительно повысило вновь спрос на кредиты, но уже для оплаты долгов. Банки резко сократили предоставление новых ссуд развивающимся странам.

Долговой кризис оказал отрицательное влияние на экономическое развитие стран-должников. Бремя долгов затормозило экономический рост. Оно привело к росту процентных ставок и вынуждало государства использовать ссудный капитал для финансирования внешних и внутренних дефицитов, что сокращало возможности расширения инвестиций.

Кроме того, промышленным компаниям становилось выгодно ссужать свободные средства кредитным учреждениям под высокий процент и получать более высокий доход в сравнении с производственными вложениями. В результате кризисные страны в 2‑3 раза отставали по темпам экономического роста от других развивающихся стран, которые не испытывали трудностей с обслуживанием внешнего долга, а уровень инфляции у них был в 9‑22 раза выше.

Попавшие в долговой кризис страны в целях выравнивания платежного баланса сократили импорт, что в свою очередь вызвало целый ряд взаимосвязанных неблагоприятных последствий. Сокращение ввоза средств производства, сырья и материалов повлекло за собой снижение нормы накопления, а это сдерживало рост производства и экспорта.

Читайте так же:  Европа банк взять потребительский кредит

Во второй половине 80-х годов развивающиеся страны в составе группы 77 выдвинули совместную программу урегулирования проблем внешней задолженности. В ней предлагалось увязать размер платежей по долгам с фактическими возможностями заемщиков, ограничить эти платежи определенной долей доходов от экспорта или долей ВВП. Развивающиеся страны выступили за значительное снижение уровня процентов по государственным и гарантированным государством займам, за списание задолженности по государственным кредитам, полученным наименее развитыми странами.

Развитые страны предприняли частичное или полное списание задолженности по льготным правительственным кредитам в счет помощи. Произошли важные изменения в перестройке долгов, принадлежащих отдельным правительствам развивающихся стран. Часть задолженности была списана, большая пересмотрена.

По мере дальнейшего развития производств, требующих высокой квалификации, побудительные мотивы кооперации развитых стран с развивающимися будут уменьшаться. Такая кооперация лишится своей основы – эффективности. Следовательно, возможности финансирования долга развивающихся стран очень ограничены и проблема задолженности даже в перспективе не будет решена. Обострение проблемы задолженности неизбежно снизит возможности финансирования долга за счет заимствований на мировом рынке ссудного капитала и повысит значимость межгосударственной координации решения этой проблемы. Важнейшим источником ликвидации долга станут международные финансовые институты.

Отправить по почте

Структура долга

Государственный внешний долг Российской Федерации (2011-2020 гг.)

Дата публикации: 18.03.2020

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 марта 2020 года

Дата публикации: 18.03.2020

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 февраля 2020 года

Дата публикации: 20.02.2020

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2020 года

Дата публикации: 24.01.2020

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 декабря 2019 года

Дата публикации: 18.12.2019

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2019 года

Дата публикации: 19.11.2019

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2019 года

Дата публикации: 18.10.2019

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 сентября 2019 года

Дата публикации: 18.09.2019

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 августа 2019 года

Дата публикации: 16.08.2019

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2019 года

Дата публикации: 22.07.2019

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 июня 2019 года

Дата публикации: 18.06.2019

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 мая 2019 года

Дата публикации: 23.05.2019

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2019 года

Дата публикации: 24.04.2019

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 марта 2019 года

Дата публикации: 21.03.2019

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 февраля 2019 года

Дата публикации: 21.02.2019

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2019 года

Международный кредит: его функции и формы. Кризис внешней задолженности.

Под международным кредитом понимается совокупность отношений, складывающихся между кредиторами и заемщиками различных стран по поводу предоставления, использования и погашения ссуды на условиях срочности, платности и возвратности.

Основными субъектами международных кредитных отношений выступают: ТНБ, ТНК, государство, международные финансовые организации (МВФ, МБРР, ЕБРР, МФК), а также страховые общества, пенсионные, инвестиционные и смешанные фонды развитых стран.

Международный кредит выступает в различных модификациях:

1. По форме международный кредит может быть:

а) банковским (кредиторами выступают различного рода банковские организации; они могут быть государственными, частными и международными банками реконструкции и развития);

б) коммерческим (кредиторами выступают компании-поставщики товаров и услуг, которые их предоставляют своим покупателям- -потребителям в другие страны с отсрочкой платежа).

И, следовательно, международный кредит может иметь как денежную (валютную), так и товарную форму выражения.

2. По срокам международный кредит может подразделяться на: а) краткосрочный (до 1 года, причем самым распространенным в рамках краткосрочного периода является кредит на 3-6 месяцев);

б) среднесрочный (от 1 года до 5 лет, наиболее распространенным является кредит на 2-3 года);

в) долгосрочный (от 5 лет до нескольких десятилетий).

3. По виду валюты займа международные кредиты различают:

а) в валюте страны-кредитора;

б) в валюте страны-заемщика;

в) в валюте какой-либо третьей страны;

г) в ключевой валюте (например, в долларах);

д) в коллективной валюте (СДР, евро).

4. В зависимости от рода субъекта, выступающего в роли кредитора, различают:

а) частные кредиты;

б) правительственные кредиты;

в) кредиты международных валютно-финансовых организаций;

г) смешанные кредиты.

5. По технике предоставления международные кредиты делятся на:

а) денежные (зачисляются на счет заёмщика в его распоряжение);

б) акцептные (выступают в форме акцепта (принятия) банком переводного векселя, который называется «тратта»);

в) облигационные (в форме размещения облигаций);

г) синдицированные (кредиты, выдаваемые синдикатами банков).

Международный кредит выполняет следующие функции:

►Удовлетворяет наиболее острые потребности в заемных средствах.

►Увеличивает накопление капитала во всемирном масштабе, так как позволяет использовать финансовые и материальные ресурсы различных стран с большей эффективностью. Это происходит потому, что временно свободные денежные средства одних стран направляются на финансирование капиталовложений в других странах, где они применяются с большей производительностью и где выше прибыль от капиталовложений, и, следовательно, страны-заемщики могут использовать иностранные займы для развития своего отечественного производства и увеличения экспортного потенциала.

►Расширяет международную торговлю, так как порождает дополни-тельный спрос на товары и услуги со стороны стран — заемщиков.

Заемные средства, полученные на условиях международного кредита, могут использоваться по различным направлениям:

1. на производительные цели, то есть в виде капиталовложений в различные сферы экономики (в развитие промышленности, банковской сферы, транспортной сферы и т. д.);

Читайте так же:  Взять кредит без процентов на 3 месяца

2. на непроизводительные цели, в том числе на содержание государ-ственного аппарата, на военные цели, на выплату трансфертов и т.д.;

3. на погашение задолженности по займам предшествующих лет;

4. на покупку товаров и услуг, зачастую у экономических агентов стран-кредиторов.

Если страна-заемщик в основном использует заемные средства не на производительные цели, то международный кредит может принести и негативные последствия, ибо может подрывать платежеспособность тех или иных государств. Это находит выражение в росте размеров внешнего долга государства, в неспособности вовремя расплатиться по текущему долгу, а, следовательно, может воплотиться в кризисе внешнего долга.

Долговой кризис в мировом хозяйстве разразился на рубеже 70 — 80-х годов ХХ века, когда многие страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Африки не смогли выполнить свои обязательства в полной мере перед своими кредиторами. В такое положение попали Мексика, Бразилия, Аргентина, Филиппины, Малайзия, Замбия и многие другие развивающиеся страны. Их валютные поступления оказались меньше, чем обязательства по долгу. В результате многие из них объявили дефолт и отказались расплачиваться по долгу. От этих невыплат очень сильно страдали и кредиторы, которые ежемесячно недополучали платежей по долгам в размере до 400 млн. $. В этих условиях возникла необходимость в координации действий ведущих кредиторов для регулирования кредитных отношений и для решения проблемы внешней задолженности.

В настоящее время в сфере регулирования международных кредитных отношений функционирует ряд организаций, важнейшими из которых являются МВФ, МБРР, Лондонский и Парижский клубы. Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития были созданы по решению Бреттон-Вудской валютной конференции 1944 года. В 2002 году в их состав входят 183 государства мира. Они осуществляют среднесрочное (МВФ) и долгосрочное (МБРР) кредитование развивающихся стран, попавших в сложное финансовое положение. Лондонский клуб является неформальной организацией крупнейших банков — кредиторов, а Парижский клуб – крупнейших государств- -кредиторов. В члены Парижского клуба входит 19 государств, в том числе с 1997 года в него входит и Россия.

Эти организации выработали следующие меры по урегулированию проблемы внешней задолженности:

1. Краткосрочная задолженность подвергается реструктуризации, то есть переводится в обязательства будущих периодов. При этом в рамках льготного периода происходит выплата лишь набегающих процентов. Основная сумма долга начинает погашаться с опреде-ленного года. Однако набегающие проценты приплюсовываются к основному долгу, и происходит начисление процентов на процент.

2. Списывается часть долга государствам, не по своей вине попавшим в тяжелое финансовое положение. Как крайний случай списывается весь долг самым бедным странам.

3. Новые кредиты выдаются под более низкие процентные ставки.

Однако кредиторы выдвигают перед правительствами стран, которые испытывают бремя внешнего долга, следующие требования:

— осуществление структурной перестройки экономики;

— сокращение дефицита государственного бюджета, прежде всего за счет уменьшения административных расходов и расходов на социальные программы, а также за счет увеличения косвенных налогов;

— осуществление либерализации внешнеэкономического режима, в том числе внешнеторгового режима и приема иностранных инвестиций;

— проведение приватизации государственной собственности и допуск к участию в ней иностранных субъектов (нерезидентов).

Самые крупные параметры внешней задолженности

сегодня характерны для таких стран, как Бразилия, Мексика, Россия, Китай, Аргентина. Однако следует учитывать не только общий размер внешнего долга, но и отношение внешнего долга к ВВП. Поэтому параметры внешнего долга Китая отнюдь не являются критическими. В более сложном положении находятся такие страны, как Аргентина, Филиппины, Болгария, Турция и множество других развивающихся стран.

Россия попала в ситуацию кризиса внешнего долга в 90-е годы 20-го века. Внешний долг России в 2001 году достигал 144 млрд. долларов, что составляло более 60% от ВВП страны. Основная доля внешнего долга России приходится на правительства иностранных государств, прежде всего являющихся членами Парижского клуба (48 млрд.$, в том числе более 20 млрд.$ – это долг Германии), остальная часть долга распределяется между государствами-бывшими членами Совета экономической взаимопомощи, а также это долг в виде государственных ценных бумаг в иностранной валюте, которыми владеют иностранные инвесторы (около 46 млрд.$), и, наконец, это долг по займам международных финансовых организаций.

Весомая внешняя задолженность России возникла как результат внешних заимствований собственно правительства России за период от провозглашения независимости 12 июня 1992 года до 2000 г. (в размере 65,3 млрд. $), а также из долга бывшего Советского Союза (более 80 млрд. $), основная часть которого возникла в период Перестройки и развала Советского Союза при М. Горбачеве.

В 2002 году Россия должна выплатить по внешнему долгу около 14 млрд.$. Но самое тяжелое бремя выплат ляжет на 2003 год, когда нужно будет выплатить более 18 млрд.$. Позиция правительства России в отношении внешнего государственного долга является следующей: в условиях благоприятной конъюнктуры мирового рынка по товарам, которые являются основными статьями экспорта России, своевременно расплачиваться по своему внешнему долгу и не делать новых заимствований у МВФ, а также вести переговоры о списании части долга бывшего СССР, правопреемницей которого является Россия.

Видео (кликните для воспроизведения).

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

Государственный внешний долг как форма международного кредита
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here